Состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев


Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются. В расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай.

В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.

Действия сторон при несчастном случае

При выполнении производственного задания произошел случай, вызвавший травму. Что делать дальше?

Обстановка на месте происшествия должна сохраняться до момента расследованияНеобходимы следующие мероприятия:

  1. после всего случившегося руководитель направляет работника в поликлинику, где специалист определяет степень травмирования;
  2. после данного извещения необходимо оказать первую помощь пострадавшему;
  3. справку, написанную врачом, необходимо представить руководителю.
  4. первый заметивший или очевидец обязан известить руководство и сообщить в медпункт предприятия о произошедшем;

Какие действия должны быть предприняты со стороны руководства:

  1. если случай произошел на опасном объекте, то необходимо сообщить в Ростехнадзор, а если происшествие связано с выбросом вредных веществ — Роспотребнадзор.
  2. принять все меры по сохранению обстановки на месте случившегося;
  3. необходимо поставить в известность соцстрах в течение суток;
  4. проинформировать вышестоящее руководство;

Какие ошибки допускаются при этом:

  • Если своевременно не сообщит в фонд соцстраха, то пособие пострадавшему не начислится.
  • Если о случившемся никому не сообщать, то возможны различные неприятные ситуации.

    Информация в любом случае может попасть к контролирующим органам.

Формирование комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ ПОСТРАДАВШИЕ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В соответствии со ст. 212, 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Кроме того, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г.

№ 73) устанавливает с учетом ст.

227–231 ТК РФ обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан). Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек.
Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек.

В состав комиссии включаются:

  1. представители работодателя;
  2. специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  3. представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г.

№ 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации имеет право участвовать представитель исполнительного органа страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (далее ФСС РФ). В соответствии со ст. 229 ТК РФ лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Представители работодателя в комиссии, как правило, должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда. В комиссии они защищают интересы работодателя, поэтому он объективно заинтересован включить в ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны труда) работников.

Непосредственный руководитель работ из состава административно-технического персонала, выдавший пострадавшему задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, и осуществлявший контроль за ее выполнением, в состав комиссии не включается.

Специалистом по охране труда считается работник службы охраны труда предприятий и организаций. Но на сегодняшний день чаще всего должности специалистов по охране труда занимают по совместительству в соответствии с приказом директора другие работники предприятия, причем выполнение обязанностей специалиста по охране труда зачастую не главная их работа, выполняют они ее неохотно, больше — из-за отсутствия выбора (или выполняй, или увольняйся).

В этом случае принципиально важно, прошел ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проверку знаний по охране труда в соответствии с должностными обязанностями и характером производственной деятельности.

Специалистом по охране труда следует считать работника, который аттестован (сдал экзамен и получил удостоверение) на знание правил по охране труда в этой должности. Дипломированных специалистов по охране труда не так много. Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя.
Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя.

Его обязанности при расследовании несчастного случая сравнимы с обязанностями государственного инспектора труда — обеспечение объективности расследования и правильности оформления его результатов.

Участие в расследовании несчастного случая представителя ФСС РФ преследует цель: воздействовать на правильность его квалификации как несчастного случая на производстве и предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В связи с этим работодателю экономически выгоднее квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив все расходы на страховщика — ФСС РФ (оплата больничного листа, возмещение вреда в случае постоянной утраты трудоспособности). При наличии на предприятии профсоюзной организации представители профсоюзного комитета должны участвовать в работе комиссии и в том случае, если пострадавший не является (не являлся) членом профсоюза.

Под иным уполномоченным работниками представительным органом следует понимать, например, комитет или комиссию по охране труда либо другой орган, образуемый по инициативе работодателя и (или) работников. Если численный состав работников предприятия менее десяти человек, то в обязательном порядке необходимо избрать уполномоченного по охране труда и включить его в состав комиссии.

Представители работников, выдвигаемые в комитет (комиссию), — это, как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Как указывалось выше, минимальное количество членов комиссии должно быть не менее трех. Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, Трудовым кодексом Российской Федерации не регулируется и диктуется исключительно целесообразностью.

Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии определяет ее председатель, который осуществляет и руководство ходом расследования несчастного случая. Он же принимает решение о целесообразности привлечения к участию в расследовании представителей, например, санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора и других специалистов.

В начальный период расследования уже можно сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Ими могут быть некоторые члены комиссии.

В этом случае их следует вывести из ее состава и назначить других.

Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии по расследованию несчастного случая, часто сетуют на то, что им приходится выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.), другие же члены комиссии зачастую в расследовании не участвуют, а только подписывают подготовленный работником службы охраны труда акт формы Н-1. Такая постановка вопроса зависит, прежде всего, от самого работника службы охраны труда и от руководителя предприятия.

Проект приказа об утверждении комиссии готовит, как правило, работник службы охраны труда, т.е.

лицо, в первую очередь заинтересованное в эффективности работы комиссии, поэтому к содержанию приказа и к подбору лиц, включаемых в состав комиссии, необходимо подойти очень ответственно. Лиц, о которых уже заранее известно, что они не будут работать в комиссии, а только в ней числиться, включать в состав комиссии не следует. Кроме того, если этот вопрос стоит очень остро, то в приказе можно сразу же установить конкретные обязанности каждого члена комиссии, причем с приказом их нужно ознакомить под роспись.

Неправильно, если инженерно-технические работники подразделения, где произошел несчастный случай, никакой нагрузки при его расследовании не несут.

Ведь одно только посещение пострадавшего, когда он находится в лечебном учреждении, оказывает на руководителей работ большее воздействие, чем самый строгий приказ о привлечении их к ответственности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет также состав комиссии.

Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо из сторон, поименованных в Трудовом кодексе Российской Федерации, нелегитимна.

Следовательно, нелегитимны документы, оформленные такой комиссией.

Это надо учитывать при формировании комиссии по расследованию несчастного случая. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев регламентируется ст. 231 ТК РФ. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда).

231 ТК РФ. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда). В комиссию, кроме государственного инспектора труда и лиц, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, включают также представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организации профсоюзов.

В случае невозможности включения в состав комиссии представителя соответствующего территориального объединения профсоюзов или его участия в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюза. При отсутствии в составе комиссии, начавшей свою работу, представителя территориального объединения профсоюзов или территориальной организации профсоюза в ее работе принимает участие представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа предприятия (организации). Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может также принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Как было отмечено выше, при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации, в состав комиссии в обязательном порядке включают представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа и уполномоченного по охране труда, которые по своему правовому статусу уже являются представителями работников данной организации (включая пострадавшего). Поэтому при расследовании вышеназванных несчастных случаев ни самого пострадавшего, ни какое-либо иное его доверенное лицо (кроме перечисленных выше) в состав комиссии по расследованию несчастного случая, как правило, не включают.

В то же время при расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших у работодателя — физического лица, участие доверенного лица пострадавшего непосредственно в составе комиссии обязательно. При расследовании несчастного случая на производстве все члены комиссии, в т.ч.

и председатель комиссии, обладают равными правами в рассмотрении обстоятельств и причин несчастного случая, формировании выводов комиссии. Лица, принимающие участие в расследовании несчастного случая, обладают равными правами с лицами, проводившими расследование несчастного случая (членами комиссии), за исключением подписи под текстом акта расследования.

Такими лицами являются доверенное лицо пострадавшего, специалисты, привлекаемые к участию в расследовании, и другие, т.е.

те, кто поименован во вводной части акта расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в разделе

«Лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая»

. Требования к формированию комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом аналогичны требованиям к формированию комиссий по расследованию легких несчастных случаев, изложенным в предыдущем разделе (за исключением персонального состава комиссии). При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа. При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа. Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования и некоторые другие несчастные случаи расследуют комиссии, формируемые и возглавляемые работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПОСТРАДАВШЕГО ИЛИ ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником.

Личное участие работника возможно только в расследовании легких несчастных случаев после их происшествия или других несчастных случаев, расследуемых по заявлению пострадавшего, о которых не было своевременно сообщено работодателю, а работник к моменту обращения выздоровел или вполне дееспособен. Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда.

Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда.

Может быть, поэтому случаи личного участия пострадавших работников в расследовании происшедших с ними несчастных случаев не являются массовыми. Многие из пострадавших работников о таком праве, предоставленном им законодательством, даже не подозревают, а работодатель не старается их об этом уведомить.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Как правило, доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, т.е. тогда, когда работник лично не в состоянии отстаивать свои интересы в ходе расследования несчастного случая.

В соответствии с Положением (Трудовым кодексом Российской Федерации) доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании и легких несчастных случаев, однако, такие случаи редки.

О праве пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) на участие в расследовании несчастного случая его доверенного лица работодатель должен уведомить пострадавшего или его родственников. Лучше, если работодатель сделает такое уведомление в письменной форме. Копия письма работодателя и доверенность пострадавшего, если он будет поручать участие в расследовании своему доверенному лицу, приобщаются к материалам расследования.

Но пострадавший может и не поручать участие в расследовании своему доверенному лицу — это его право, а не обязанность. Специальной расписки о том, что он не будет привлекать к участию в расследовании свое доверенное лицо, от пострадавшего, как это иногда делают, требовать не следует. Для этого достаточно расписки пострадавшего в получении уведомления работодателя о праве на участие в расследовании его доверенного лица.

Доверенными лицами пострадавшего могут быть его родственники, знакомые, коллеги по работе, может быть приглашен специалист по охране труда и со стороны, например с другого предприятия, и т.д.

При групповом несчастном случае доверенных лиц может быть несколько — у каждого пострадавшего отдельно. С доверенным лицом в ходе расследования должен работать в контакте председатель комиссии. Нельзя выступать доверенным лицом пострадавшего кому-то из членов комиссии по расследованию несчастного случая, например председателю профсоюзного комитета, уполномоченному по охране труда и др.

Если пострадавший попросит кого-то из них представлять его интересы в качестве доверенного лица, то они не должны входить в состав комиссии.

Доверенное лицо пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) наравне с членами комиссии непосредственно участвует в расследовании несчастного случая (в опросах очевидцев, должностных лиц, в осмотре места несчастного случая, знакомится с нормативной документацией по охране труда и др.). Вместе с тем его правовое положение в расследовании несчастного случая определено Трудовым кодексом Российской Федерации как лица, принимающего участие в расследовании несчастного случая, в то время как правовое положение членов комиссии определено как лиц, проводящих расследование несчастного случая. Форма акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г.

№ 73 (форма 4), во вводной части которого отдельно перечисляются лица, проводившие расследование несчастного случая, и отдельно — лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая.

Под текстом акта ставятся лишь подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая.

Таким образом, акт расследования группового несчастного случая доверенное лицо не подписывает.

И это правильно. Как показала практика, доверенные лица во многих случаях не хотели ставить свою подпись под текстом акта, особенно когда в нем отмечались нарушения, допущенные пострадавшим, считая, что такая подпись ограничит их право на дальнейшее обжалование результатов расследования.

Эта подпись доверенного лица скорее нужна была председателю комиссии, чем ему. Наличие такой подписи доверенного лица как бы свидетельствовало о том, что расследование несчастного случая проведено объективно и обжалования его результатов не будет.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая для обеспечения большей объективности расследования и защиты интересов пострадавшего, поэтому очень важно, кто является доверенным лицом.

Предположим, что это — один из родственников пострадавшего. Чаще всего это жена, отец, мать или еще кто-то из близких родственников.

Как правило, они не могут быть объективными, особенно, если до этого не были знакомы с нормативными документами по охране труда. Особого эффекта их участие в расследовании не дает, а в основном создает неудобства для членов комиссии, т.к. таким доверенным лицом положительно воспринимаются только факты, указывающие на нарушения, допущенные работодателем, и болезненно — на нарушения со стороны пострадавшего.

В таких случаях некоторые вопросы, возникающие в ходе расследования, приходится обсуждать с членами комиссии в отсутствие доверенного лица. Если доверенным лицом выступает коллега по работе, то он находится в служебной зависимости от работодателя и поэтому, как правило, не может быть до конца принципиальным.

Наиболее предпочтительно привлекать к участию в расследовании в качестве доверенного лица специалиста по охране труда с другого предприятия или специалиста-пенсионера, они не находятся ни в служебной, ни в экономической зависимости от работодателя. Оказать пострадавшему или его родственникам помощь в подборе доверенного лица, я думаю, должен профсоюзный комитет предприятия или другой уполномоченный работниками представительный орган.

Обязательное участие в расследовании несчастного случая доверенного лица пострадавшего целесообразно, если он произошел при обстоятельствах, связанных с очевидными нарушениями требований по охране труда самим пострадавшим.

Это позволяет решить все спорные вопросы уже на стадии расследования и избежать, таким образом, жалоб со стороны пострадавшего или его родственников на необъективность расследования.

В тех случаях, когда доверенное лицо не принимало участие в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны ознакомить его (по требованию) с материалами расследования, желательно под роспись. Ознакомление с материалами расследования, в случае их обжалования, должно быть скрупулезным. В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования.
В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования.

Председатель комиссии обязан содействовать в получении доверенным лицом таких документов. Тогда и подпись об ознакомлении с материалами расследования несчастного случая доверенное лицо будет ставить не формально, а вполне осознанно. Здесь подразумеваются только избирательные документы, а не все, которые направляются в органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет.

Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.

Судебная практика по статье 229 ТК РФ:

  1. Согласно статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.
  2. Суды, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 223, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 114, 136, 229 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того что при определении дохода в виде оплаты отпуска с целью исчисления налога на доходы физических лиц не имеет значения размер других доходов, полученных в течение соответствующего месяца.
  3. необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В действующей редакции ТК РФ частью десятой статьи 229 предусмотрено, что Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.

+Еще.

Статья 229 ТК РФ. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

1. Комментируемая статья предусматривает порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, воспроизводя в основном устоявшийся порядок создания таких комиссий и сохраняя общее правило о том, что комиссии возглавляются работодателем (его представителем).

Однако в данной статье предусмотрены также случаи, когда комиссия должна возглавляться представителями других органов. Например, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при расследовании несчастного случая (в т.ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч.

группового) со смертельным исходом, комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При несчастном случае в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа, а комиссию возглавляет представитель этого органа. В статье конкретизирован круг родственников работника, пострадавшего от несчастного случая, представители или иные доверенные лица которых — в случае его смерти вследствие несчастного случая — могут принимать участие в расследовании. В этот круг включены иждивенцы пострадавшего и лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве.

В комментируемой статье не воспроизведено содержавшееся в прежней редакции положение о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Это позволяет считать, что при указанных обстоятельствах состав комиссии формируется в таком же порядке, как при групповом несчастном случае с числом погибших 5 человек и более. 2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 (СЗ РФ. 2002. N 36. Ст.

3497) Минтруд России своим Постановлением от 24 октября 2002 г.

N 73 утвердил Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Бюллетень Минтруда России.

2003. N 1). Формы документов (формы 1 — 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены этим же Постановлением Минтруда России (там же, с. 26). О формах этих документов см.

коммент. к ст. 230.1. Указанное Положение с учетом ст.

ст. 227 — 231 ТК и особенностей отдельных отраслей и организаций устанавливает обязательные требования по проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих с различными категориями работников (граждан), занятых, например: на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (в организациях Вооруженных Сил РФ, органах пограничной службы, органах безопасности и внутренних дел, других правоохранительных органах и проч.); в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за границей и др.; с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю; студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику; совместителями; профессиональными спортсменами и другими категориями работников (граждан). В частности, закрепляя особенности расследования несчастных случаев с лицами, выполняющими работу на основе гражданско-правового договора, п.

16 Положения предусматривает, что тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с такими лицами, расследуют государственные инспекторы труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследованию могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования РФ и других заинтересованных органов. Положением предусмотрено также, что при установлении сведений, дающих достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, акт о расследовании несчастного случая должен направляться государственным инспектором труда в суд с целью установить характер правоотношений сторон указанного договора.

Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения (п. 28 Положения). 3. Отнесение производственной травмы к категории тяжелого несчастного случая осуществляется в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г.

N 160 (БНА РФ. 2005. N 16). Согласно названной Схеме квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

  1. последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).
  2. характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая. Признаками тяжелого несчастного случая на производстве служат также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего.

Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести травмы. Помимо квалифицирующих признаков в Схеме приведены несчастные случаи, которые относятся к категории тяжелых.

Учетная форма N 315/у

«Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести»

; учетная форма N 316/у «Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве» утв.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. N 275 (БНА РФ. 2005. N 22). 4.

Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (см.

ст. 356 и коммент. к ней). 5.

Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо с гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору, расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными актами стороны места пребывания в командировке (места заключения договора).

Это правило установлено Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами СНГ 9 декабря 1994 г. 6. Если несчастный случай произошел с работником не на производстве (например, в пути на работу или с работы), выяснение его обстоятельств может осуществляться (по предложению руководителя организации, в которой работает пострадавший) комиссией по социальному страхованию, специально созданной комиссией в составе представителей работодателя и работников и проч.

7. В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149), расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление его наличия.

Основными документами при установлении диагноза профессионального заболевания являются Список профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г.

N 90, с Инструкцией по его применению.

См. также письмо Роспотребнадзора от 13 января 2005 г.

N 0100/63-05-32 «О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г.

N 83″ (Новая аптека. 2005. N 5).

В установлении профессионального заболевания участвуют:

  1. организация здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающая предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания и информирующая об этом территориальный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор;
  2. территориальное управление Роспотребнадзора, осуществляющее надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. Получив сообщение о профессиональном заболевании, этот орган выясняет обстоятельства возникновения болезни и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза. Порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников регулируется Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утв. Приказом Роспотребнадзора от 31 марта 2008 г. N 103 (РГ. 2008. N 105);
  3. специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение, устанавливающее (на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных) заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется Фонду социального страхования РФ, а также в организацию здравоохранения, направившую больного.

В 10-дневный срок с даты получения этого документа работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Возглавляет работу комиссии руководитель территориального органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший. В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, которые нарушили санитарно-эпидемиологические правила, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы.

На основании этого комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет виновных и предлагает меры по ликвидации причин и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению (увеличению) вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах). По результатам расследования комиссия составляет акт по форме, установленной названным выше Положением.

В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью этого органа.

В 3-дневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.

Профессиональные заболевания учитываются территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном управлении Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование. Более детально порядок расследования и учета профессиональных заболеваний (в т.ч.

лиц, изменивших место работы) закреплен в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967, введенной в действие Приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г.

N 176 (БНА РФ. 2001. N 33). Названным Приказом утверждены также формы документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний: извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического заболевания (отравления); санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и др.

8. Работодатель (страхователь) обязан в течение суток со дня наступления страхового случая (подтверждения факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) сообщить об этом страховщику — филиалу регионального отделения Фонда социального страхования РФ, где работник застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик вправе проверять такую информацию и принимать участие в расследовании страховых случаев. Об участии в расследовании профессиональных союзов см.