Скорость реакции водителя

Транспорт, едущий к нам навстречу по встречной полосе


Хоть и принято считать, что среднее время реакции водителя на опасность составляет 0,4 – 1,6 секунды, этот показатель следует принимать несколько условно, когда дело касается движущегося навстречу транспортного средства. Мало того, что с каждой миллисекундой расстояние сокращается, даже если один водитель успеет затормозить, нет уверенности, что второй, не успев среагировать, не снесёт того с дороги. В подобной ситуации нужно думать о методах, позволяющих сохранить жизнь.

Лучшим решением будет уступить дорогу, не думая о том, кто прав, а кто — нет. Если есть возможность — направить свою машину в кювет, а уж там — тормозить. При этом, никто не исключает, что встречная машина не предпримет подобного манёвра и разминуться не получится.

Автомобиль, едущий по встречной полосе, этим так и опасен.

Прямой угол для пешехода – сильно нетипичный. Обычно он двигается по диагонали, что увеличивает траекторию. В особо запущенных случаях, траектория напоминает Броуновское движение молекул, поэтому легче разобрать самый простой случай.

Помочь в такой ситуации может только хорошая реакция, заблаговременно тренированная водителем и исправные тормоза. Из-за того, что действия пешехода предусмотреть невозможно, то следует выделить места с повышенным риском:

  1. школы, детские сады, кинотеатры, где после просмотра фильма люди вообще забывают о наличии опасных машин на дороге;
  2. жилые массивы, спальные районы и весь город в целом – за чертой города таких ситуаций меньше;
  3. спортивные площадки.

В последнем случае может возникнуть банальная ситуация — на дорогу выскочил мяч. Следует ожидать, что за ним скоро появится человек, видящий цель, но не замечающий препятствий.

Овај видео није доступан.

◉Скорость реакции водителя в зависимости от разных дорожных ситуаций◉►►► ★Все больше и больше людей задаются вопросом: Что если я сел за руль пьяный?

Какой тормозной путь при разных погодных условиях? Какая скорость реакции в разных дорожных ситуациях ?» ******************************************************************Полезные ссылки:► сайт: www.aywiparts.com►Группа Instagram — ►Наша Группа Вк — ►admin в Вк — *******************************************************************★Приветствуем всех!

И мы решили вернуться к Вам с актуальной темой с ярко выраженной сезонностью.И тема нашего ролика -ВРЕМЯ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ, которое является психологическим качеством водителя по принятию решенияи реакции на изменение дорожно-транспортной ситуации (обстановки).Диапазон этого значения очень большой — от 0,2 до 2,5 с и зависит от навыков, от пола от возраста, отстажа водителя, положения его тела, от его эмоционального состояния, усталости, алкоголя илинаркотиков, таблеток и т.д.Можно бесконечно говорить о цифрах, и вы найдёте их в огромном количестве на просторах интернета, нонаша задача — это простота и наглядность.И так, мы едем по городу со скоростью 60 км в час.Среднестатистический водитель, в рассматриваемом случае, будет МУЖЧИНА!!!Поехали.Ситуация проста, необходимо резко затормозить.1.

Дорога сухая, погода хорошая: скорость реакции — 1с, путь торможения — 37м2. Дорога мокрая: скорость реакции — 1с, путь торможения — 52м3. Недостаточная видимость, дорога мокрая: скорость реакции — 1,8 с, путь торможения — 66мДля вашей информации:Коэффициент сцепления колёс с поверхностью колеблется в пределах 0,6-0,8.

Недостаточная видимость, дорога мокрая: скорость реакции — 1,8 с, путь торможения — 66мДля вашей информации:Коэффициент сцепления колёс с поверхностью колеблется в пределах 0,6-0,8. Минимальныйкоэффициент сцепления, согласно условиям безопасности движения – 0,4 .

Дорожные покрытиятеряют свои качества под воздействием погодных условий, а коэффициент сцепления при этомснижается до опасных пределов. Остановочный путь, в зависимости от состояния дорожногопокрытия, может увеличиваться в 3-4 раза.4. Укатанный снег, шины по сезону: скорость реакции — 1с, путь торможения — 88м5.

Гололёд шины по сезону: скорость реакции – 1с, путь торможения — 158мНу а теперь давайте предположим, что НАШ небезгрешный водитель решил сесть за руль после парыкружечек пива… это, кстати , 0,71 ‰ (напомним, что допустимая доза 0,16 ‰) Алкоголь увеличиваетвремя реакции в среднем в 2-4 раза…. Возьмём среднее от среднего….

Да простят меня слушатели затавтологию.И так: Перед вами сухая дорога, погода хорошая, солнышко светит, птички поют, ВЫ герой, +100 к морали :скорость реакции — 4с!!!

Путь торможения — 87м.А если видимость?

А если дорога мокрая, или снег, или гололед, какой итог?Резюмируем:Выпил – садись на санки!А если серьёзно, то:Старайтесь заранее анализировать дорожные ситуации, правильно оценивать ситуации на дороге.Перенесите заранее ногу с газа на педаль тормоза в тех местах, где возможна опасность, это позволитсэкономить лишние 0,2—0,3 секунды — в условиях дорожного движения это очень много.В целом, итог аварийно-опасных ситуаций на дороге во многом зависит именно от ВАС от водителя!От Вашего настроения, от Вашего внимания, от Вашего состояния, от Вашей ответственности.Хороших Вам дорог!!! Хорошего настроения!!!Спасибо за ваше время, спасибо за ваше внимание.Ставьте лайки!Ну а мы пока готовим следующий ролик!

Этапы процесса реакции

Реакция водителя делится на три этапа: Оценка обстановки В этой фазе водитель должен конструктивно оценить происходящее. Не стоит суетиться или паниковать, это может лишь навредить.

Принятие решения Водитель должен решить, какие действия он должен предпринять, чтобы не попасть в ДТП.

Реагирование Водитель производит то действие, которое, по его мнению, наиболее подходящее в этой ситуации.

Важно! Чтобы достичь максимально безопасного вождения, водитель должен обладать быстрой реакцией на дорожную ситуацию.

Время реакции водителя

В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с.

Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии).

Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека.

На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.

Термин «время реакции» определяется как промежуток времени, прошедший с начала возникновения раздражителя (аварийной ситуации) до момента совершения действия направленного на его устранение.

Условно этот промежуток времени можно разделить на два интервала – сенсорный и моторный.

Сенсорный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на восприятие сложившейся опасной дорожной ситуации, выделение создающего опасность объекта и принятие решения для предотвращения ДТП. Моторный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на выполнение действий по управлению автомобилем для предотвращения ДТП.

В исследованиях было определено, что длительность моторного интервала практически стабильна у каждого человека. Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток. Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию.

До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции.

Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов.

Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения. Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с.

Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя. Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше. Такой фактор, как эмоции, изменяет время реакции водителя в зависимости от личностных характеристик.

Такой фактор, как эмоции, изменяет время реакции водителя в зависимости от личностных характеристик. Так в лабораторных условиях среднее время реакции испытуемых составляло 0,5 с, а в реальных условиях время реакции на неожиданное появление пешехода на проселочной дороге составило 1 с («секунда страха»).

Это объясняется психологической неготовностью водителя, выражающейся через ощущение растерянности и шока.

Наибольшее влияние эмоции оказывают на продолжительность сложной реакции.

Суточная зависимость времени реакции является результатом преобладания тормозящих процессов в коре головного мозга в ночной период.

Поэтому ночью время реакции увеличивается на 20 – 25 % по сравнению с оптимальным, наблюдаемым с 7 часов до 13 часов. Если эта статья оказалась для Вас полезной, оставьте комментарий, поделитесь с друзьями в соц.

сетях.

Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП

Несовершенство современного способа определения времени реакции водителей, совершивших наезд на пешехода или столкновение с другим транспортным средством, обусловлено гипотезой, применяемой всеми без исключения экспертами автотехниками, о предположительно одинаковой реакции всех без исключения людей в конкретной дорожно-транспортной ситуации без учета индивидуальных особенностей каждого отдельного водителя. Тем не менее, если ситуация при проведении автотехнической экспертизы ДТП не совсем ясна, то эксперты рекомендуют проводить дополнительно к автотехнической экспертизе – инженерно-психологическую, с целью определения времени реакции каждого водителя участвовавшего в расследуемом ДТП.

В последние годы сложилась двоякая ситуация, судьи не любят затягивать судебные процессы проведением дополнительных экспертиз, однако адвокаты имеют право настаивать на постановке именно тех вопросов, которые они могут посчитать существенными, в том числе и о времени реакции водителя. Существует судебная практика, которая позволяет юристам ссылаться на необходимость проведения такой экспертизы и постановке вопросов, касающихся времени реакции водителя.

Достаточно сделать соответствующий поисковый запрос по решениям судов, однако давность подобной практики проведения инженерно психологических экспертиз на территории бывшего СССР доступная для широкой общественности прослеживается с 1998 года, когда была осуществлена подобная экспертиза в Харьковском НИИСЭ, установившая время реакции водителя, которое составило 2,5 секунды.

В Санкт-Петербурге в настоящее время такую экспертизу проводят сотрудники лаборатории безопасности дорожного движения ООО «Кит оценка». Результатом деятельности которой стала публикация накопленного за годы практики «». Как показали исследования, большая часть водителей имеет время реакции значительно ниже чем указанное в применяемых экспертами автотехниками таблицах 60-х годов прошлого столетия.

Так, например, время реакции в таблице может составлять 0,8 секунды, когда фактически оно составляет 2,4 секунды. Это значит, что остановочный путь автомобиля под управлением данного водителя при скорости 60 км.час увеличивается на 26,6 метра. Что может существенно повлиять на исход дела о виновности водителя по технической возможности предотвратить ДТП.

Следует также отметить, что усредненное время реакции водителя не закреплено законодательно и не может применяться при проведении автотехнических экспертиз, однако эксперты пользуются данными авторитетного института и ссылаются на их научную обоснованность. С другой стороны, время реакции космонавта может отличаться от времени реакции пенсионера и равнять их нельзя.

Также в ПДД не сказано о времени реакции или применении усредненных значений, поэтому использование таблиц может нанести существенный вред делу правосудия вследствие абсолютной необоснованности исходных данных. Исследования проведенные на базе ООО «Кит оценка» показывают, что в 95% случаев у водителя отсутствует надлежащая согласно табличным данным реакция, в силу индивидуальных психологических и физических особенностей организма.

Так, для водителей умеренно употребляющих алкоголь время реакции может доходить до 2,8 секунд, в то время как у водителей, совсем не употребляющих алкоголь время реакции значительно лучше и доходит в среднем до 1,5 секунды. Таким образом, мы считаем, что отсутствие у водителя реакции согласно табличным данным не является основанием для его уголовного преследования. В экспертной практике принято выделять три составляющих процесса определяющих время реакции водителя: — время обнаружения объекта, которое зависит от многих факторов, не только видимости и обзорности с места водителя, но и погодных условий.

Так, например, солнечные блики могут сделать пешехода или велосипедиста практически невидимыми для водителя, что обязательно должно быть учтено при проведении автотехнической экспертизы; — время за которое водитель принимает решение о совершаемых действиях при возникновении опасности для движения; — время с момента принятия решения до начала выполнения движения водителем (двигательной реакции) органами управления, что является моторным компонентом при проведении инженерно-психологических экспертиз. Экспертным путем установлено, что, например, для людей пожилого возраста, время моторной реакции существенно ниже (в 3-5 раз) по сравнению с молодыми людьми.

Эксперты выделяют простую и сложную сенсомоторную реакцию. Что это означает при проведении автотехнической экспертизы? Для простой реакции характерно действие на общеизвестную причину заранее известным способом.

Например, простой реакцией водителя будет нажатие педали тормоза при появлении в зона движения автомобиля препятствия или пешехода, в более повседневной, привычной нам форме простая сенсомоторная реакция проявляется при загорании запрещающего сигнала светофора или срабатывании стоп сигналов впередиидущей автомашины. Для сложной сенсомоторной реакции характерно событие, к которому водитель не был готов заранее.

Именно поэтому оценка сложности ситуации на дороге требует от автотехнического эксперта взвешенности при принятии решения о применении в расчетах временного интервала для простой или сложной (более долгой) сенсомоторной реакции. В старых методических материалах, выделяют интервал от 0,3 до 2 секунд на время реакции в зависимости от сложности дорожно-транспортной ситуации.

При расчетах, в рамках проведения автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП, довольно часто используют стандартные временные рамки, определенные табличными данными, для ответа на вопрос имел ли водитель возможность спрогнозировать вероятное возникновение ДТП, а также принять все меры к его предотвращению.

Весьма спорный момент, учитывая вышеизложенное.

В большинстве случаев, водителя, как участника ДТП управлявшего средством повышенной опасности выставляют в весьма невыгодном для него свете.

Хотя даже неопытные эксперты могут иногда задумываться, сколько же провидцев у нас на дорогах, исходя из времени реакции 0,3 секунды.

За этот интервал времени вы можете моргнуть примерно полтора раза. Для типичных дорожно-транспортных ситуаций, применяют следующие временные интервалы, 0,6 секунды: — Появление в коридоре движения автомобиля пешехода, вышедшего из-за объекта, загораживающего обзор вслед другому пешеходу; — Выезд в полосу движения автомобиля, другого транспортного средства имеющего преимущественное право проезда; — Движение пешехода, находящегося на проезжей части в зоне видимости водителя.
Для типичных дорожно-транспортных ситуаций, применяют следующие временные интервалы, 0,6 секунды: — Появление в коридоре движения автомобиля пешехода, вышедшего из-за объекта, загораживающего обзор вслед другому пешеходу; — Выезд в полосу движения автомобиля, другого транспортного средства имеющего преимущественное право проезда; — Движение пешехода, находящегося на проезжей части в зоне видимости водителя.

За 0,6 секунды, при скорости движения в 60 км.час, автомобиль успевает проехать около 10 метров. Т.е. остановочный путь в данной дорожно-транспортной ситуации оказывается заведомо более коротким, чем если бы эксперт оперировал реальными данными о времени реакции водителя. Так при времени реакции в 1,5 секунды (что близко к среднестатистическому) автомобиль успевает проехать около 25 метров до начала торможения, а в случае, если решается вопрос о возбуждении уголовного дела, разница в 15 метров весьма существенно может отразиться на судьбе водителя.

Именно поэтому, мы настоятельно рекомендуем проводить расчет времени реакции для водителей в каждом отдельном случае ДТП индивидуально, что никак не ограничено с точки зрения закона. Представим себе ситуацию, когда водитель имел объективную возможность предугадать возникновение ДТП, но в силу определенных обстоятельств не мог точно определить где и когда возникнет опасная дорожно-транспортная ситуация, например, препятствие на плохой дороге (как пример можно использовать отчет о состоянии Невского путепровода, или ужасное техническое состояние дорог в Мурманской области).

В данном случае, считается, что водитель мог предвидеть ситуацию и поэтому от него можно было бы требовать повышенное внимание к дорожно-транспортной ситуации, постоянный контроль всех факторов и рисков возникновения ДТП.

В данном случае, типичной ошибкой автотехнических экспертов, является применение временного интервала равного 0,8 секунды. Но ведь возможность предугадать опасную дорожно-транспортную ситуацию ничем измерить нельзя, кроме неких методических рекомендаций, в достоверности которых мы уже успели не раз усомниться при проведении настоящих автотехнических экспертиз с применением специального лабораторного оборудования, устанавливающего время реакции водителя. Вот перечень ситуаций, для которых обычно ставят 0,8 секунды на время реакции водителя: — Изменение направления движения обгоняемого, впередиидущего автомобиля в момент его обгона; — Выезд встречного транспорта на полосу для реверсивного или встречного для него направления движения; — Экстренное торможение обгоняемого следующим за ним транспортным средством впередиидущего автомобиля; — Изменение траектории впередиидущего автомобиля из-за сложившейся опасной дорожно-транспортной обстановки; — Выход пешехода в зоне регулируемого пешеходного перехода на проезжую часть перед автомобилем, в том числе и на регулируемом перекрестке на разрешающий сигнал светофора или регулировщика; — Появление в зоне видимости водителя пешехода, двигающегося от обочины в сторону трамвайного полотна в месте трамвайной остановки, в том числе при движении пешехода к местам остановки общественного транспорта; — Появление в зоне видимости водителя пешехода, вышедшего на проезжую часть в зоне, где переход улицы разрешен если он двигался в ином направлении, либо вышел из группы стоящих людей; — при возникновении опасной дорожно-транспортной ситуации, о которой водитель был предупрежден соответствующим дорожным знаком.

Для дорожно-транспортных ситуаций, в которых в поле зрения водителя могли находиться объекты, которые могут создать опасную обстановку, но предшествующая дорожно-транспортная ситуация не содержала признаков возникновения опасности, применяют временной интервал равный 1.0 секунды.

При этом принимается во внимание предположение о том, что водитель не мог заранее определить место возникновения опасности, при этом водитель не должен был отвлекаться от дорожно-транспортной ситуации.

К сожалению, практика показывает, что доказать такую картину, предшествующую ДТП практически невозможно.

Однако, при проведении автотехнической экспертизы, зачастую делаются допущения и предположения, существенно снижающие объективность исследования. Для того чтобы проведенная автотехническая экспертиза была максимально объективна, адвокатам следует обратить внимание на следующие вопросы, которые можно поставить в суде для проведения экспертизы: — Каково время реакции конкретного водителя в данной дорожно-транспортной обстановке?

— Какова длинна остановочного пути транспортного средства, с учетом индивидуально установленного времени реакции водителя?

— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП с учетом его индивидуальных, психофизиологических особенностей? Правильно поставленный вопрос в суде, может существенно повлиять на результаты экспертизы, и мы сможем вам помочь в данном вопросе.

4. Время реакции водителя.

Простая и сложная реакции. Факторы, влияющие на

реакцию водителя Время реакции — интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия.

Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора. Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки.

Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции. Реакции могут быть простыми и сложными.

Простая реакция связана, с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза.

При этом время приема и переработки информации минимально.

Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади.

Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее. Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения.

В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особен­ностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно-транспортной ситуации.

Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет равно 0,48-0,56 с, в возрасте 45-60 лет — 0,78-1,96 с, а сложной реакции — соответственно 1,05-1,96 с и 1,59-2,61 с. Моторный период у различных водителей одного возраста и с одинаковым стажем в одинаковых условиях отличается незначительно.

Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности. Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки.

У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3-4 раза.

В практике могут быть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее. В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.
В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение.

На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее — при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

В судебно-следственной практике при экспертизе ДТП время реакции водителя принимают различным в зависимости от дорожной обстановки.

Если дорожно-транспортная ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения и водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (около 0,6 с). Таковы, например, случаи, когда из-за предмета, ограничивающего обзорность, выходят один за другим пешеходы.

Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности возникновения опасности и в поле зрения водителя не было объектов, создавших опасную ситуацию, время реакции максимальное, примерно 1,4 с. Примером такой ситуации может быть внезапный выезд другого транспортного средства с придорожной полосы из-за объекта, ограничивающего обзорность (густого кустарника). При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала.

Если прямые участки имеют протяженность 5-6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность.

На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно. При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более.

При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25 %. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно.

Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени при большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики.

В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит у водителей к концу рабочей смены при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при интенсивности, превышающей 300 авт/ч.

Особенно сильно время реакции увеличивается при болезненном состоянии и после приема даже небольших доз алкоголя. У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно-транспортных ситуациях.

Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информа­ции, чем неопытному водителю (рис. 1). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы. Рис. 1. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы: 1 – на маневрирование; 2 – на торможение Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.

Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70 % случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1 м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч.

Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5 м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т. е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки.

Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах. Поэтому в автошколах и кабинетах безопасности движения на автотранспортных предприятиях необходимо иметь стенды и тренажеры для упражнений водителей и приборы для регистрации времени психомоторной реакции.

Такие регистрирующие приборы могут быть установлены не только на стендах и тренажерах, но и на автомобилях.

Среднее значение, время реакции водителя

Выяснив, что понимается под временем реакции водителя, интересно узнать, какую же цифру принято считать обычной для реакции в критической ситуации.

Так, быстрота колеблется от 0,4 до 1,6 секунды.Не следует считать водителя, у которого показатель ближе к последнему, слишком медленным, так как вышеперечисленные факторы могут снижать скорость принятия решения (ночь, усталость, стресс и т. д.).Среднестатистический показатель обычного торможения занимает 0,5 секунды.

Это и есть время перенесения ноги на педаль тормоза. Однако при маневрировании мозг сосредоточен на управлении, из-за чего снижается скорость действий в неожиданно изменившейся дорожной ситуации.

Советы водителям

Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов.

Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения. Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:

  • Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются.

    Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая.

  • Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя.

    Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля.

    Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании.

  • Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге.

    Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.

  • Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение.

    «Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего.

  • Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя.

    Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним.

    Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.

  • Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.
  • Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.
  • Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения.

    Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.

  • Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений.
  • Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.
  • Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием.

    Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя.

    Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания. Источник:

    Время реакции водителя, определение

    Скоростью реакции водителя в ПДД считается промежуток времени, отсчет которого начинается в момент обнаружения водителем потенциальной опасности и до начала принятия мер, направленных на избежание опасности. Под мерами подразумевается нажатие на педаль тормоза или поворот руля.

    Реакции делятся на простые и сложные. К простым реакциям относят ответное действие на один раздражитель. Таким раздражителем может выступать торможение едущего впереди автомобиля.

    Сложная реакция — это ответное действие сразу на несколько раздражителей. Примером может быть регулируемый перекресток, на котором водителю необходимо не только выполнять требования сигнала светофора, но и следить за другим транспортом и пропускать пешеходов.

    Скачать материал

    1. К списку уроков

    / / МАТЕМАТИКА- Остановочный и тормозной путь 28.10.2011 19805 1109 ОСТАНОВОЧНЫЙ И ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ Остановочный путь (О) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.

    Тормозной путь (Т) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.

    Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза О = Т + Р Т = О – Р Р = О – Т 1 сек – это среднее время, которое необходимо водителю, чтобы оценить обстановку и принять правильное решение.

    Остановочный путь складывается из трех составляющих: — путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя — путь, проходимый автомобилем за время срабатывания привода тормозов — путь торможения Величина Т определяет состояние тормозов. Время реакции водителя – время, необходимое для зрительного восприятия какого-либо препятствия и принятия решения об объезде его или торможении автомобиля. Таким образом, это время включает в себя восприятие, осознание опасности, передачу импульса и выполнение ответного действия.

    Это время составляет в среднем 0,5 – 1,2 сек (для расчетов – 0,8 сек). Время срабатывания привода тормозов – время с момента нажатия на педаль тормоза до момента полного прижатия тормозных колодок к тормозным барабанам.

    Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода – 0,2 – 0,3 сек, для пневматического – 0,5 –0,6 сек).

    Путь торможения зависит от скорости движения автомобиля и состояния дороги, характеризуемого коэффициентом сцепления шин с дорогой.

    для сухого асфальтобетонного покрытия – в среднем около 0,7 для мокрого асфальтобетонного покрытия – 0,4 для укатанного снежного покрытия – 0,2 Остановочный путь легкового автомобиля (м) Скорость (км/час) Сухой асфальт Лед 30 15 45 40 25 75 50 30 110 60 40 155 70 47 210 80 55 270 90 70 335 За 1 секунду автомобиль проезжает при скорости: 20 км/час – 6 м 30 км/час – 8,3 м 40 км/час – 11 м 50 км/час – 14 м 60 км/час – 16,7 м 80 км/час – 22 м 90 км/час – 25 м 100 км/час – 28 м Я (пешеход) прохожу за 1 секунду медленным шагом 0,8 метра обычным шагом 1,0 метр быстрым шагом 1,5 метра ЗАДАЧА № 1. Определить сколько времени потребуется, чтобы перейти дорогу, шириной проезжей части 8 метров (дорога с четырьмя полосами движения) обычным шагом? S — 8 м V — 1 м/сек T — ? t = 8 м : 1 м/сек = 8 сек Подсчитайте, сколько потребуется времени, чтобы дойти до середины такой дороги?

    t = 4 м : 1 м/сек = 4 сек После перехода проезжей части нужно иметь запас минимум в 4 сек по отношению к приближающемуся автомобилю.

    ЗАДАЧА № 2. Определить на каком расстоянии до места выхода на дорогу должен находиться автомобиль, движущийся со скоростью от 40 до 100 км/час, чтобы вы смогли безопасно перейти проезжую часть шириной 4 и 8 метров?

    На сухом асфальте считайте, что вы идете обычным шагом, на скользкой дороге – медленным. Зная скорость своего движения обычным и медленным шагом, заполните таблицу, определив безопасное расстояние до движущегося автомобиля. Пример: Определить минимально безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части, на которой он представляет опасность – 8 м, скорость автомобиля 60 км/ч (17 м/сек), скорость пешехода – 1 м/сек.

    Решение: 1. Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется 8 м : 1 м/сек = 8 сек 2. Добавим к этому времени запасные 4 секунды.

    8 сек + 4 сек = 12 сек 3. Определим минимально безопасное расстояние до автомобиля.

    17 м/сек х 12 сек = 204 м Как быстро реагирует водитель? Скорость и интенсивность автомобильного движения постоянно растет. Но быстрота реакции водителя, естественно, остается той же.

    И чем выше возраст водителя, тем медленнее он реагирует. Но как установить, достаточно ли быстро реагирует водитель или нет. В таблице указано расстояние, которое пройдет автомобиль с того момента, как водитель отметит поступивший сигнал, до того, как он нажмет на тормозную педаль.

    Время реакции колеблется от 0,8 до 1,2 секунд. Водитель, обладающий хорошей реакцией (около 0,3 сек), при скорости 100 км/час проедет еще 8,3 м, прежде чем нажмет ногой на педаль тормоза и т.д.

    Но не каждый водитель, обладающий хорошей реакцией, правильно может сориентироваться в обстановке и вовремя нажать на тормоз. Бывает так, что водитель мгновенно реагирует на сигнал, но при этом нервничает, суетится и, понятно, попадает в неприятные ситуации чаще, чем тот, который реагирует медленнее, но действует спокойно и продуманно.

    Время, которое нужно водителю, чтобы, увидев сигнал, нажать на педаль тормоза. Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

    На странице приведен только фрагмент материала.

    © 2020 так то ЕНТ. Хостинг от

    От чего зависит время реакции водителя

    Под временем реакции водителя подразумевают время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством.

    Простая формулировка, не правда ли?

    Между тем, почти не раскрывающая особенности реакции водителя, времени, затрачиваемого на нее в разных условиях, а также в одинаковой ситуации, но под влиянием разных факторов. Все это необходимо знать, чтобы снизить до минимума вероятность дорожно-транспортного происшествия.

    Знание в данном случае — воистину сила, спасающая человеческие жизни. Полная схема прохождения сигнала выглядит следующим образом. Изменение дорожной обстановки воспринимается преимущественно органами зрения водителя.

    (Исключение составляют ситуации, когда источник опасности находится вне поле зрения водителя; тогда время принятия решения отсчитывается с восприятия органами слуха.) Совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему водителя, где на их основании и на основании суммы приобретенных знаний и опыта формируется ответ — в виде ряда действий, совершаемых водителем с рулем, педалью тормоза и т.п. Однако организм человека — сложнейшая биологическая система, и мгновенное прохождение по ней сигнала об опасности практически невозможно.

    Достаточно упомянуть время на обработку информации в головном мозге.

    Сейчас при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с.

    Но реальная жизнь всегда разительно отличается от теоретических выкладок.

    Например, в идеальном варианте для торможения водителю достаточно всего лишь перенести стопу ноги с педали газа на педаль тормоза — и затратить на это не более 0,5 с. Если потребуется совершить объезд препятствия, действия с управлением будут уже сложнее, соответственно, и время на их выполнение возрастет… Пол По времени реакции водители-мужчины немного лучше женщин, — примерно на 0,05 с.

    Прекрасные половинки, однако, впереди по точности управления. Возраст Молодые быстрее обнаруживают сигнал и обрабатывают информацию.

    Однако пожилые тратят меньше времени на принятие правильных решений, к тому же, время реакции у них стабильнее. Опыт, стаж Никакие знания ПДД и техники не заменят водителю «опыт, сын ошибок трудных».

    можно распознать по спокойному, дисциплинированному, уверенному, порой даже интуитивному вождению. Приобретенная с годами способность предугадывать ситуацию на дороге значительно сокращает время реакции водителя со стажем. Тренированность Регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают на организм оздоровляющее воздействие.

    Как следствие, физически здоровые водители быстрее реагируют на опасность. Условия работы Городское движение — постоянное изменение дорожной ситуации.

    Поэтому водитель, заранее настраивая себя на это, лучше реагирует на внезапную опасность, чем «убаюканный» долгой и однообразной междугородней трассой. Время суток Ночь – время ограниченной освещенности, которую даже самый интенсивный искусственный свет не может компенсировать. К тому же, природа настроила биологические часы человеческого организма на отдых в ночное время суток.
    К тому же, природа настроила биологические часы человеческого организма на отдых в ночное время суток. В сумме это притупляет бдительность водителя в среднем впятеро.

    Очень коварно в этом отношении рассветное и сумеречное время. Неблагоприятные погодные условия Все, что ограничивает видимость на дороге – дождь, снегопад, туман, пылевая буря – автоматически увеличивает и время, требующееся водителю на реакцию управления автомобилем. Плохое сцепление шин с дорожным покрытием при этом способно моментально довести безобидную ситуацию до угрожающей.

    Алкоголь Мощный тормоз времени реакции водителя — от двукратного увеличения и выше.

    Даже в небольших дозах. Этого вполне хватает для совершения преступления. Ибо никто не отменял того, что выпивший человек за рулем — преступник.

    Мобильный телефон Такое же безусловное зло для водителя, как и алкоголь, — снижает реакцию на дорожную ситуацию в разы.

    Возможно, принятый Госдумой закон об изменит ситуацию к лучшему.

    Хотя, возможно, следовало сразу сделать, как в Нидерландах: там наказывают двухнедельным тюремным заключением или штрафом в 2 тысячи евро. Медицинские препараты Есть внушительный список лекарств, после приема которых управление транспортным средством противопоказано.

    (И это должно быть отражено в информации, прилагаемой к препарату.) Значительно растягивать время реакции водителя способны даже безобидные, на первый взгляд, средства от простуды и обезболивающие. Не говоря уже о психотропных препаратах.

    Но и стимуляторы не менее опасны: после их приема временное чрезмерное возбуждение сменяется резким спадом. К тому же, если водитель чувствует недомогание, — стоит ли в таком состоянии вообще садиться за руль?

    Утомление Еще один фактор, под воздействием которого крайне нежелательно отправляться в путь.

    Например, физическая работа (многим водителям приходится еще и работать грузчиками) может увеличить время реакции на 0,1 с.

    Другой вариант утомления очень часто фиксируется в протоколах ДТП — «уснул за рулем». Водителям-дальнобойщикам следует учесть, что непрерывная 16-часовая работа увеличивает реакцию на 0,4 с.

    Решить эту проблему , следящие за временем отдыха и труда водителей.

    Рабочее место Чем лучше его эргономика, тем лучше реагирует водитель на дорожную обстановку.

    Сиденье по росту водителя, проветриваемая кабина, отсутствие отвлекающих внимание предметов — слагаемые безаварийной езды.

    Если транспорт грузовой, надежное крепление груза, исключающее в дороге посторонние шумы, также содействуют низкой утомляемости водителя.

    Музыка Целый ряд музыкальных произведений, создающих в кабине благоприятную, рабочую атмосферу, поддерживают повышенное внимание и снижают утомление.

    Однако это касается преимущественно междугородних трасс; в городе музыка — скорее отвлекающий фактор. И еще: чем громче музыка, тем хуже показатель времени реакции водителя.

    Ароматы Их действие аналогично музыке. Есть ароматы расслабляющие, есть бодрящие. Правильно подобранный запах внесет свою лепту в концентрацию внимания на дороге.

    одна из самых распространенных в мире, в то же время одна из наиболее рискованных. Она каждый день требует знания всех ее тонкостей, нюансов, представления о том, как реагирует организм на изменчивость дорожной ситуации, какие факторы и каким образом управляют временем реакции водителя.

    Но без всех этих слагаемых немыслимы ни подлинное мастерство, ни езда по дорогам XXI века без ошибок и чрезвычайных происшествий.

    Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу

    Как быстро избавиться от царапин на кузове автоДобавить свою рекламу

    Что дает установка автобаферов?Добавить свою рекламу

    Зеркало видеорегистратор Car DVRs MirrorДобавить свою рекламу

    Правильная посадка водителя за рулём автомобиля

    Отдельной темой является правильная посадка сидящего за рулём. При неудобной позе время реакции водителя увеличивается, а ведь именно осанку можно изменить заблаговременно и таким образом способствовать предотвращению аварии.

    Требования к посадке:

    • 75-900 в норме угол наклона сиденья.
    • Ноги разогнуты в коленях приблизительно на 1200.
    • Спина находится на спинке кресла, а не параллельно ей.
    • Подголовник на уровне затылка.

    В таком положении водитель быстро сможет переместить ноги с педали на педаль, что спасёт ему жизнь.

    О том, в каком положении должен находиться пьяный, речь не идёт – в горизонтальном и желательно, подальше от автомобиля.

    Среднее время реакции в секундах

    В среднем предполагается, что время реакции отдохнувшего водителя составляет 1 сек. Кажется, немного, но за этот короткий промежуток на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 м.

    Таким образом, время реакции человека, сидящего за рулем, означает, что он ничего не делает, проезжая эти метры. Во время занятий в учащиеся узнают, как машина ведёт себя с одинаковым временем реакции водителя в зависимости от скорости. Например, на мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути.

    Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м.

    Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м.

    В результате это показатель увеличивается почти вдвое! Наблюдения полицейских инспекторов показывают, что большинство автомобилистов пренебрегают скоростью, которую они достигают в движении по трассе. И даже если они вовремя и правильно тормозят, то часто забывают о способе остановки машины, который также состоит из дороги, преодолённой во время реакции водителя.