Григорий и Пётр


Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать

«небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый»

.

От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице. Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра.

В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни.

«Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные»

. Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного.

Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него

«вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей»

.

Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными.

Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону.

Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Последние записи

В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н.

Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная».

Какие семьи изображены в романе М.А.

Шолохова? Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку. Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы.

Автор объясняет, откуда

«повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки»

.

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых.

Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных.

Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств.

Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне.

И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского.

Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!» Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война.

Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи.

Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы. Но на войне люди проявляются по-разному.

Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании. Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт.

Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно».

Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить».

Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность.

К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.
В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Related posts:

  • Роман-эпопея охватывает одно десятилетие в истории России (1912-1922 гг.). Сюжетно-композиционную основу составляет не историческая хроника, а драматические, даже трагические судьбы нескольких семей. Основное внимание уделяется семье Мелеховых – большой и работящей. Главный герой – Григорий Мелехов. Истоки его характера – в истории семьи, в генетических качествах: трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе, к правде. Метания […].
  • В образах центральных героинь романа М. Шолохова “Тихий Дон” воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на “красных” и “белых”. Главными выразительницами идеала мирной жизни выступают […].
  • План Введение Новая жизнь: период надежд Жизнь без Григория Недолгое счастье Крайняя степень отчаяния Вывод Введение Повествование в романе ” Тихий Дон ” построено автором по трем параллельным сюжетным линиям. Сюжету личной жизни Григория Мелехова отведено одно из самых важных мест в произведении. Конфликт заключается в любовном треугольнике. Эта проблема не единожды становилась основой литературных […].
  • План Вступление Григорий Мелехов и Наталья Григорий и Аксинья Астахова Заключение Вступление Тема любви в романе ” Тихий Дон ” Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с Натальей и Аксиньей. Можно сказать, что в произведении возникает классический любовный треугольник, ни один из участников которого не обретает личного счастья. Григорий Мелехов и Наталья […].
  • 1. Конфликтное начало эпизода. 2. Изменение отношений персонажей и читателя. 3. Гуманизм автора. Михаил Александрович Шолохов в своих произведениях повествует о самых страшных и трагических моментах истории России XX, века. Величайшим злом, по мнению писателя, является гражданская война. Это трагедия народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Шолохов прав: недопустимо, когда […].
  • Часть вторая Сергей Платонович Мохов – зажиточный ку­пец. Он многих жителей хутора ссужает деньгами под проценты. Мохов полностью погружен в дела. Его вторая жена занимается воспитанием его де­тей – Владимира и Лизы. Мачеха практически не интересуется детьми, те растут сами по себе. Вла­димир, сын, болезненный, неумный и закомплек­сованный. Дочь Лиза распутна. Она под предлогом рыбалки […].
  • Казачество всегда считалось особым сословием, и как в любом обществе у него имелись традиционные ценности, главные из которых – земля, семья, нравственность, землячество. В “Тихом Доне” М. А. Шолохов изобразил образ казацкой семьи настолько основательно, что это позволяет представить общий уклад жизни донского казачества того периода. Начало минувшего века было кровавым временем, поэтому понятию “семья” […].
  • ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” Григорий Мелехов – главный герой романа – эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель. В начале романа он – […].
  • 1. Гуманистические идеи автора в эпизоде. 2. Глубинный конфликт героев. 3. Изменение взаимоотношений персонажей. В романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” рассказывается о многих трагических моментах истории России начала XX века. Как самое страшное зло изображается здесь гражданская война – жестокая бойня, в которой брат сражается против брата, сосед против соседа. Но люди должны оставаться […].
  • Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг… Н. Заболоцкий Роман (бессмертное произведение)-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон” рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, но особая […].
  • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В “Тихом Доне” женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: “И сколько ни будут […].
  • События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда “года минули, страсти улеглись”, начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что гражданская война – трагедия нации. Шолоховский роман “Тихий дон” (1925-1940 гг.) по тональности существенно отличается […].
  • Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности. Жизнь трудна, и это хотел нам продемонстрировать автор Тихого Дона. Тихий Дон про обычных людей, одним из таких был Григорий Мелехов. Судьба Григория переплетается со многими жизненными событиями. Он тот человек, который ищет всю жизнь правду. […].
  • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман (бессмертное произведение)-эпопея “Тихий Дон” Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь […].
  • Эпизод “Кошевой в доме Мелеховых” возвращает нас к трагедии гражданской войны. Многих казаков недосчитались в Татарском. “Добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях: иные погибли от тифа, другие приняли смерть в последних схватках на Кубани…” С нетерпением ждали казачки возвращения с войны мужей, братьев, отцов. Радостная, бестолковая суета начиналась, когда приходил домой’ какой-нибудь оборванный, […].
  • Дарья Мелехова является женой старшего брата Григория Мелехова – Петра. Эта женщина ленива и цинична женщина, но в то же время довольно обаятельна. Ильинична все время укоряет Дарью в лени и неряшливости. Однако женщина не унывает и пропускает замечания свекрови мимо ушей. Еще одним пороком Дарьи является распутство. В отсутствие своего мужа она с легкостью […].
  • М. А. Шолохов писал: “Тихий Дон, я целую горячую землю твою”. Обычно сдержанный и чаще всего даже суровый, говоря о родном крае, писатель становится лиричным. Его любовь к людям родного края, к обычаям родной земли проступает наружу. Казачество – особое сословие на Руси, но как и в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные […].
  • Дарья Дарья Мелехова – персонаж романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”, жена Петра Мелехова – брата Григория. Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. По натуре Дарья ленива и неряшлива, за что ее часто ругает Ильинична, но та лишь пропускает все мимо ушей. В то же время Дарья обаятельна. […].
  • В эпопее “Тихий Дон” М. А. Шолохов поднимает практически все вопросы, волновавшие человечество испокон веков. В центре сюжета – жизнь казаков в переломный для России момент истории. С начала романа автор знакомит читателя с Пантелеем Прокофьевичем, главой семейства Мелеховых. Трудолюбивый казак передал привязанность к родной земле и дому своим детям. Главный герой – Григорий искренне […].
  • М. А. Шолохов – один из величайших писателей прошлого столетия. Его творчество – достояние не только русского народа, но и достояние культуры всего человечества. “Тихий Дон” является первым крупным произведением писателя. Однажды А. С. Серафимович, принимая зарубежных гостей, достал с полки огромную папку с машинописной рукописью и сказал: “Дорогие друзья! Запомните это название – “Тихий […].
  • В романе-эпопее “Тихий Дон” М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи – одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. “Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет […].
  • В художественной структуре “Тихого Дона” М. А. Шолохова важнейшее место занимает история семьи Мелеховых. Верно понять и истолковать ” Тихий Дон ” – это значит верно понять Образ Григория Мелехова. Жизненная судьба Григория прослеживается писателем на протяжении тех десяти лет русской истории, которые были насыщены событиями мирового значения. Пути Григория и казачества совпадают не во […].
  • В романе “Тихий Дон”, как и в “Войне и мире” Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла “мысль семейная”. Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова? Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы – все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье […].
  • В романе “Тихий Дон” Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие черты, качества нации. Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени начала 20 века. Аксинья Астахова – один из главных женских образов романа. Можно […].
  • Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Четыре подпорки есть у человека в жиз­ни: Дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на кото­рой стоит твой дом. И все четыре – одна важнее другой… Валентин Распутин Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохо­ва “Тихий Дон” равносильно чуду. […].
  • План Вступление Описание Григория Мелехова Характеристика Григория Судьба Григория Мелехова и его путь исканий Отношения Григория с Аксиньей и Натальей Заключение Вступление Судьба Григория Мелехова в романе ” Тихий Дон ” Шолохова оказывается в центре внимания читателя. Этот герой, попавший волею судьбы в гущу сложных исторических событий, на протяжении многих лет вынужден искать свой жизненный […].
  • Наталья – жена Григория Мелехова и дочь Мирона Григорьевича Коршунова. Наталья – настоящая красавица, у нее сдержанная и смущенная улыбка, смелые серые глаза, открытый взгляд. Героиня очень трудолюбива: ее руки “большие, раздавленные работой”, и у нее “широкая рабочая спина”. Она мать двоих детей, но по-прежнему имеет ладную, степенную фигуру. В семье Мелеховых Наталью сразу приняли […].
  • План Введение Олицетворение быта и традиций казачьего Дона в образе дома Мелеховых Дом как символ семейного очага Образ дома как олицетворение родного края Понятие дома в значении своего места в жизни Заключение Введение Созданное Михаилом Александровичем Шолоховым произведение ” Тихий Дон ” – это правдивая картина жизни простого народа, который застали врасплох жестокие события на […].
  • Среди книг о предреволюционных и революционных событиях, о гражданской войне “Тихий Дон” отличается самобытной уникальностью. Он захватил современников масштабностью изображаемых событий, глубиной и реалистичностью характеров. “Тихий Дон” – это многоплановое художественное воспроизведение истории России, в эпическом сказе произведения переплетаются судьбы десятков героев. Бурлят бури, в адских битвах сталкиваются непримиримые враги, и на этом фоне показана […].
  • Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, – гражданскую войну. Гражданская война – это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата – брата. Один из эпизодов гражданской войны – война на казачьей донской земле – изображена в романе М. М. Шолохова “Тихий Дон”. Семья Мелеховых; […].
  • Наталья Наталья – одна из главных героинь романа “Тихий Дон”, жена Григория, дочь Мирона Коршунова. Это “дюже красивая” девушка со смелыми глазами, открытым взглядом и смущенной улыбкой. Наталья по натуре труженица, идеальная жена и мать. Ее руки всегда “раздавлены” работой, но, даже став матерью, она сможет сохранить свою стать и степенную фигуру. Несмотря на все […].
  • “По Дону гуляет казак молодой, А девица плачет над быстрой рекой”. Из народной песни Было у Григория Мелехова за всю его жизнь только две женщины – Наталья и Аксинья. На первый взгляд, это две разные личности, разные характеры, судьбы. Как противоположные берега одной реки. “Реки” по имени Григорий. На первый же взгляд, Григорий – это […].
  • “Тихий Дон” Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора, души труженика-казака. Именно здесь собраны все мотивы романа, здесь действие начинается и здесь оно заканчивается. В центре повествования – история семьи Мелеховых. Большая часть глав […].
  • ТЕМА ДОМА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ М. А. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” В романе-эпопее “Тихий Дон” М. А. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи – одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит уже в самом начале произведения. “Мелеховский двор – на самом краю хутора”, – […].
  • Степан Астахов Степан Астахов – персонаж романа-эпопеи “Тихий Дон”, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной […].
  • План ”Тихий Дон” – эпопея о гражданской войне Семья Мелеховых, величие простых донских казаков и их трагедия Григорий Мелехов и его место в жизни Аксинья и Наталья – две любви Григория Мелехова. Судьбы женщин в военное время В романе “Тихий Дон” описана жизнь вольного народа – донских казаков в периоды […].
  • Пантелей Прокофьевич Пантелей Прокофьевич Мелехов – один из персонажей романа Михаила Шолохова “Тихий Дон”, глава семейства Мелеховых, отец Григория и Петра, истинный донской казак и бывший урядник. По многим бытовым мелочам становится ясно, что Мелеховы отличаются стабильным достатком и не последнюю роль в этом сыграл Пантелей Прокофьевич. Несмотря на то, что его главными чертами характера […].
  • Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” повествует о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц. Роман отмечен также сложными и яркими женскими судьбами. Образ Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой, порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Она рано постарела. Много болела. […].
  • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящен роман М. Шолохова “Тихий Дон”. Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц […].
  • В романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” один из центральных образов – это образ Натальи, жены Григория Мелехова. В начале книги она предстает перед нами совсем юной девушкой – ее приехали сватать Мелеховы. “Хороша” – думает бравый казак Григорий, когда ему впервые показывают невесту. “Славная” – одобряет он выбор отца, видя, что Наталья покорна, послушна, […].

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон”« »

Несколько интересных сочинений

  1. Умение видеть и различать цвета одно из самых уникальных в мире, только человеческих глаз обладает подобными характеристиками. Для того чтоб узреть красоту природы достаточно просто открыть свой взор и оглядеться.

  2. Героями повести А.С.Пушкина «Выстрел» являются отставной гусар Сильвио ( главный герой), рассказчик, молодой офицер пользующийся расположением Сильвио, граф, человек знатной и богатой фамилии и жена графа – Мария.
  3. Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок.

    В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

  4. Человек слова довольно весомое словосочетание.

    Несет огромный смысл, значение для общества.

    Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово.

  5. Я же решила написать письмо самой себе, точнее тебе Настя.

    Тебе будет забавно прочитать это письмо от меня десятилетней девочки.

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский «открыл» всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест.

Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки. Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы.

Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам. Совет Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов.

Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет.

В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня. Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева. Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.
Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы.

Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

Обратите внимание Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду:

«Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч»

. Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей.

Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье. В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения.

Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов. Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране. Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи.

Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории.

Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа. Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы.

Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания. Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца.

Важно В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

Читатель помнит «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «звероватую» улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны. В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории. Источник: http://resoch.ru/semya-melexovyx-v-romane-tixij-don/

моховых

мельница купца Симонова на хуторе Плешакове, где управляющим был отец Шолохова, и люди, работавшие на ней, сыграли в судьбе писателя и его романа немалую роль.

А купец Мохов — не только персонаж «Тихого Дона» , но и реальный человек. Моховы — известный купеческий род на Верхнем Дону, находившийся в тесных отношениях и даже в родстве с купеческим родом Шолоховых. Сын «совслужащего» , каковым Шолохов предстает в заполняемых им анкетах, на самом деле происходил из старинного купеческого рода Шолоховых, не уступавшего по породе донским купцам Моховым.

При этом судьбы этих двух родов, примерно в одно время переселившихся на Дон из центральной России, неотрывны одна от другой. История рода купца Мохова в «Тихом Доне» представлена так: «Сергей Платонович Мохов издалека ведет свою родословную. В годы царствования Петра I шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем.
В годы царствования Петра I шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем.

Казаки “воровского” городка Чигонаки, угнездившегося в верховьях Дона, неподалеку от устья Хопра, ночью напали на эту баржу, стражу сонную перерезали, сухари и зелье разграбили, а баржу затопили.

По цареву приказу из Воронежа пришли войска, “воровской” тот городок Чигонаки сожгли, казаков, причастных к разбойному на баржу нападению, нещадно в бою разбили» , но десять лет спустя «вновь выросла и опоясалась боевыми валами станица. С той-то поры и пришел в нее из Воронежского указа царев досмотрщик и глаз — мужик Мохов Никишка. Торговал он с рук разной, необходимой в казачьем обиходе рухлядью.

» (2, 13). От этого-то Мохова Никишки, сообщается в романе, и повелся купеческий род Моховых. Как установил Сивоволов, зарайский купец Мирон Мохов с сыном Николаем переехал на Дон в середине XIX века.

Дед Шолохова, купец 3-й гильдии из того же города Зарайска Михаил Михайлович Шолохов, приехал в Вёшенскую в конце сороковых годов XIX века, — вслед, и, возможно с помощью Мирона Мохова и его сына. Зарайские краеведы развернули поиск шолоховских корней в городе Зарайске Рязанской, а ныне Московской области. Вот что пишет в своем письме в ИМЛИ зарайский краевед В.

И. Полянчев: «Первые Шолоховы в Зарайске появились давно, во второй половине XVII века. Тогда, судя по Переписной (ландратской) книге 1715 г. , окраинную Пушкарскую слободу обживал пушкарь Фирс Шолохов и четверо его сыновей: Василий Фирсович, Осип Фирсович, Иван Фирсович и Сергей Фирсович.

От младшего Сергея Фирсовича — прапрапрадеда писателя — и пошла ветвь, которая через четыре поколения на пятое и привела Шолоховых на Дон: прапрадед Иван Сергеевич, прадед Михаил Иванович, дед Михаил Михайлович, и наконец — отец писателя — Александр Михайлович. Предки великого родственника вплоть до конца XIX в. жили в Зарайске, и к тому времени расселились чуть ли ни по всему городу.

Фамилией Шолоховы полон Зарайск и до сих пор Купеческие семьи Моховых и Шолоховых, связанные родственными узами, разоряясь и возрождаясь вновь, конкурируя между собой, многие десятилетия вели торговлю в Вёшенской и прилегающих к станице хуторах.

Так, по данным 1852 года в станице Вёшенской и на ее хуторах торговлю вели пять купцов Моховых — Мирон Автомонович, Николай Миронович, Михаил Егорович, Василий Тимофеевич и Капитон Васильевич, и двое купцов Шолоховых — Михаил Михайлович и Иван Кузьмич.

В 1887 году семь лавок принадлежали купцам Моховым и восемь — купцам Шолоховым. Как уже говорилось, эти купеческие семьи состояли в близком родстве — вот почему для купца в Татарском Шолохов выбрал именно эту фамилию: Мохов.

В образе Сергея Платоновича Мохова нашла отражение семейная история, о которой поведал Г. Я. Сивоволову Николай Петрович Шолохов (сын Петра Михайловича Шолохова) : «Михаил Шолохов, описывая в “Тихом Доне” купца Мохова, за основу взял историю своего деда — Михаила Михайловича: были, мол, у него взлеты и падения, разоряли его пожары, но он снова вставал на ноги.

Николай Петрович привел слова Михаила Александровича: “Я, кажется, нашел, откуда на Дону тянется наш род. Дед был при

Семья мелеховых в романе тихий дон описание

Важно И всё же чем бы эта остановка в развитии культуры чувств ни была вызвана, для мужа она оставалась «порченой», а с социально-этнической точки зрения (уже из-за своего поведения) – «не своей». М.А. Шолохов не увлекался говорящими именами, но в данном случае и у него просматривается некоторая близость, созвучие имени Аксинья, Ксюша с Ксенией, то есть «чужой».

Не смог и Григорий в необходимой мере пройти такое воспитание чувств. Пантелей Прокофьевич из-за слишком густой замеси восточных кровей оказался недостаточно последовательным помощником Ильиничны в воспитании сына.

Не мог помочь Григорию и опыт ранней юношеской любви.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи. Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока.

Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был

«сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы»

.

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене.

Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха. С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу.

Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни. Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием.

Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа.

Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.
Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Характеристика членов семьи Мелеховых

Следует познакомиться с каждым обывателем дома Мелеховых, чтобы глубже узнать уклад и историю этой семьи.

Отец семейства Пантелей Прокофьевич – человек властный со вспыльчивой натурой. Ветреную жену старшего сына Дарью он учит жизни отнюдь не гуманными способами.

Поучает он и младшего сына Григория за непослушание.

Узнав о его связи с замужней женщиной , тот насильно женит Григория на скромной и тихой девушке Наталье из семьи Коршуновых. Несмотря на свой жесткий характер и быструю возбудимость, Пантелей Прокофьевич любит свою семью и прикладывает как можно больше усилий для хорошей жизни и мира внутри дома.

Он очень внимателен и ласков к молодой жене Григория, сочувствует детям и переживает за их судьбу.

Смысл жизни Пантелея Прокофьевича – в семье и поддержании быта.

Он крепок и тверд душой, и только смерть родных смогла сломить его. Василиса Ильинична, жена Пантелея, женщина мягкая и добрая.

Она, как настоящая мать и хозяйка своего семейства, отдает всю свою любовь и душевную теплоту детям, заботясь о них и часто даже оберегая от вспыльчивости мужа. Василиса Ильинична со всем пониманием относится к новому члену семьи – Наталье. Она прощает даже ветреность Дарьи.

А когда та, нагулявшаяся от мужа на стороне, зарабатывает страшную болезнь сифилис, Василиса Ильинична всячески пытается укрыть болезнь от мужа, так как знает, что иначе Дарья будет выгнана с их дома. Большое сердце и огромная широта души позволяют хозяйке семейства простить Михаила Кошевого, виновного в смерти ее старшего сына, и принять его, как своего зятя, мужа дочери Дуняши.

Петр и Григорий, являясь родными братьями, сильно отличаются друг от друга по характеру и судьбе.

Петр взял характер матери, потому мягок и спокоен.

Любит и поддерживает каждого члена семьи. Однако военные события меняют героя. Петр оказался приспособленным к войне и смертям, быстро дослужился до чина, дав отцу повод для гордости.

В войне он видит перспективы, однако, униженный, прося пощады, погибает от рук Кошевого. Григорий совсем не таков, как его старший брат. К войне он не может быстро привыкнуть.

Имея сильное чувство справедливости, на протяжении всего романа, он находится между выбором перед партией красных и белых и не может определиться в пользу тех или иных. Хоть он и принял вспыльчивый и взрывной характер своего отца, он не может принять насилие и неоправданные смерти. Он не понимает и не хочет понять войну и ее смысла.

Но события тех времен отражаются и на душе этого героя. Он становится твердым и опустошенным, забывая о том, что такое слезы и боль. Последние порывы Григория к любви и надежде на лучшую жизнь кончаются провалом.

Он теряет возлюбленную и родных, оставшись с маленьким сыном и сестрой. Дуняша – младшая дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны. В начале произведения читатель знакомится с веселым подростком Дуняшей.

Но по мере приближения романа к финалу, Дуня вырастает и становится взрослой и красивой девушкой-казачкой.

По своему характеру она взяла черты как отца, так и матери. Имея твердость в намерениях, она однозначно желает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу ее старшего брата. А мягкость в сердце побуждает Дуняшу взять на себя роль матери для сына Григория.

Жены братьев Мелеховых, как и они сами, различаются друг от друга. Наталья – мягкая, красивая девушка, созданная для семейного счастья и любви, которая, однако, так и осталась в тени своего мужа. Григорий никогда не любил Наталью, от чего та неимоверно страдала, неоднократно даже пытаясь покончить с собой.

Жена старшего брата Дарья – девушка ленивая, ветреная и не обремененная принципами морали.

Она часто изменяет мужу и не относится к жизни с серьезностью. Автор приводит ее к смерти, предварительно наградив сифилисом.

Страшные события, охватившие наше государство в начале прошлого столетия, повлияли на уклад каждой семьи. Семья Мелеховых – не исключение. Почти каждого обывателя этого дома забрала из мира живых трагическая смерть. Григорий с сыном и Дуняша остались одни, опустошенные, разбитые, но не покинувшие надежду на лучшую жизнь.
Григорий с сыном и Дуняша остались одни, опустошенные, разбитые, но не покинувшие надежду на лучшую жизнь.

Отец Пантелей Прокофьевич

Главой семейства Мелеховых является отец — Пантелей Прокофьевич. Михаил Шолохов описывает его как складного, сухого, но все еще сильного старичка.

Он был настоящим казаком — по рождению и по духу. Он свято верил в идеалы чести и доблести, и детей своих воспитывал по ним же. Характер Пантелея сложно назвать простым.

Он был волевым и упрямым, не терпящим неподчинения. Он отлично вел хозяйство, благодаря чему его семья жила зажиточно. Пантелей Прокофьевич трудился и сам целыми днями.

Его крутой нрав сказывался на членах семьи: он частенько бил их за дело и по настроению. Однако при этом отец любил свое семейство и, несмотря на все расколы, именно он стремился и удерживал всех вместе. Пантелей очень гордится сыновьями, которые успешно служат на фронте, переживает за невестку и жену.

Он часто покидает фронт, чтобы вернуться к родной земле и детям, которые стали основой его жизни.

Смерть не пощадила Пантелея Прокофьевича — он умер один вдали от дома, в который вложил столько сердца и сил.

Семья Мелеховых в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 имени Б.Б. Городовикова»РефератСемья Мелеховых в романе М.

Шолохова «Тихий Дон»Выполнила: ученица 11 класса Юдин ИльяРуководитель: учитель русского языка и литературы Дорджиева А.А.г.

Элиста, 2017Семья Мелеховых в романе М. Шолохова «Тихий Дон»В романе «Тихий Дон» М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию.

«Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей.

И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы.

Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману.

Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий – старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы.

Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи.

Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений.

Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени.

Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.» Пантелей Прокофьевич – истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести.

На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера.

Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный.

Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари.

На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни.

С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое – семью и кров.Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца –

«так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое»

.

Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова – цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры.

Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый.

Автор всесторонне раскрывает образ главного героя – тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок.

Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.Григорий Мелехов – гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.Женщины семьи Мелеховых – Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья – совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота.

Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова – Василиса Ильинична – коренная казачка Верхнедонского края.

Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.Высокой лиричности исполнен образ Натальи – женщины высокой нравственной чистоты и чувства.

Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю.

Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье.

Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой.

Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни.

Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория.

И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье.

Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение – к «мысли семейной».

Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки – все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось».

И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение.

Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, – это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых.

Рушатся вековые устои человеческой жизни.Повествование в «Тихом Доне», как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд.

Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать.

В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым.

Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном.

Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.