Содержание


Логическое основание политико-правовых учений представителей исторической школы праваОсновные работы. политико-правового учения ГуставаИсторическое развитие права.Соотношение между самобытно развивающимся пра- вом и законодательством.Критика концепции естественного права.Критика теории договорного происхождения госу- дарстваФридрих Карл СавиньиЭтапы исторического развития права.Историческая школа и кодификация права.Основные работыЗаконодательное правоНаучное правоВ россии конца xviii — начала xix века136 11.1. Либерализм в России.Логическое основание политико-правового учения. политико-правового учения.Первое сословиеВторое сословиеТретье сословие.Полное содержаниеПодобный материал:

  1. Титуции РФ важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения и которое, 323.67kb.
  2. Призрак бродит по Европе призрак коммунизма, 481.56kb.
  3. Э. Сепп, представитель Рериховского Общества в Канаде Торонто знамя мира в женских, 206.36kb.
  4. «военного коммунизма», 55.38kb.
  5. Анализ проектов конституций П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, 211.06kb.
  6. Для более глубокого понимания политического режима и правового государства необходимо, 118.41kb.
  7. Семейно-родовое понимание российского общества, 114.23kb.
  8. План реферата: Ситуация, сложившаяся в России, явившаяся предпосылкой для создания, 422.55kb.
  9. Верховного Совета Российской Федерации, 1992, n 30, ст. 1797; Собрание закон, 1050.45kb.
  10. План Введение большевистская партия после октября 1917г. Реализация политики «военного, 188.36kb.

1 2 3 4 5 6 7 Тема 10.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА (ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ ПУХТА)Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в.

Представители этой школы выс- тупили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разу- ма. Исторически сложившееся и применяемое каждым на- родом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходимым признать самоценностью независи- мо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Логическое основание политико-правовых учений представителей исторической школы права во многом сложилось под влиянием идей Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье

«законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать ве- личайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой»

позволил теоретикам ис- торической школы права сделать вывод о том, что нет пра- ва вообще, а есть исторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать.

Густав Гуго (1764—1844) — профессор права Геттин- генского университета, основатель исторической школы права.

Основные работы. «Учебник по истории римского пра- ва», «Учебник и хрестоматия классического пандектного131права», «Учебник естественного права, или философия по- зитивного права», «Учебник по курсу цивилистики» политико-правового учения Густава Гуго. Источники права. Гуго различает: • право, самобытно развивающееся (обычное право, преторское право, земское право, городское право); • право, создаваемое законодателем.

Законодательство, созданное верховной властью, исто- рически никогда не было единственным источником права. Так, в римском праве до Юстиниана отдельные институты права возникали независимо от законодательной власти.

Историческое развитие права. Право развивается по- добно языку и общественным нравам:

«Большая часть пра- вовых норм, действующих у данного народа, возникли сти- хийно, подобно тому как возникли язык и нравы этого народа, или скорее всего, являясь частью того и другого, возникли в результате привычки»

. Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоя- тельствами.

Соотношение между самобытно развивающимся пра- вом и законодательством. В массиве правовых норм, действующих у того или иного народа, самобытно развива- ющееся право занимает большую часть. Гуго отдает пред- почтение формам самобытно развивающегося права и кри- тически оценивает законы как источник права.

Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и опре- деленность предписаний.

В отношении же законов, созданных верховной влас- тью, всегда остается сомнение: насколько они будут приме- няться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене пере- именовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого по- вода к принятию и большой работы по внесению в них по- правок.

Кроме того, многие граждане никогда не читают законов. Критика концепции естественного права. Естественно- го права нет, есть лишь право позитивное (самобытно раз-132 вивающееся право и законодательство), считал Гуго.

Это позитивное право само по себе несовершенно, но оно име- ет существенную ценность: с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И потому Гуго оправдывает правовой институт рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность. Если раб- ство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода, полагал Гуго.

Критика теории договорного происхождения госу- дарства: • миллионы людей не могут договориться о вечном под- чинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям; • договорная теория происхождения государства не обеспечивает стабильности положению верховной власти и отрицает абсолютный характер этой власти,

«против кото- рой никто не может иметь юридических притязаний»

. Положения исторического правоведения впоследствии были развиты Савиньи. Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) — профессор Берлинского университета.

Был сторонником особого пути кодификации гражданского права в Германии. Основные работы: «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «Ис- тория римского права в средние века», «Система современ- ного римского права».

политико-правового учения. Источник развития права — «характер народа» или «народный дух» (Volksgeist).

Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола. Право — это органический продукт тай- ных внутренних сил народа. Этапы исторического развития права.

Первоначально право возникает в сознании народа как природное право. Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа.

Явля- ясь простым по своему содержанию, это право реализуется при помощи вполне наглядных символических действий, 133 которые выступают основанием возникновения и прекра- щения правоотношений. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право.

Юристы выступают не твор- цами права, а лишь выразителями народного духа.

Они вы- рабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике. Последний этап в развитии права — это стадия законо- дательства. На этом этапе юристы подготавливают зако- нопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже про- изведено народным духом.

Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профессор Гейдельбергского университета Ю.

Тибо пред- ложил создать единый Гражданский кодекс Германии, ко- торый базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский гражданский кодекс 1804 г. Савиньи в своей работе

«О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»

подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную.

Он считал, что немцы «не доросли до создания свода законов».

В раздроб- ленной Германии Савиньи не видел единообразно подготов- ленных юристов, подобных римским юристам времен Папи- ниана, которые смогли бы разработать этот кодекс.

Савиньи не отрицал возможность кодификации, но толь- ко после создания в Германии единой «органично развива- ющейся правовой науки».

Пухта Георг Фридрих (1798—1846) — профессор Бер- линского университета, который внес значительный вклад в развитие исторической школы права. Пухта был учени- ком Савиньи и развил его идею о праве как продукте исто- рического развития народа. Основные работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право», «Учеб- ник пандектов».
Основные работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право», «Учеб- ник пандектов».

политико-правовогоучения.Источники права. Пухта различает: —> невидимые источники права: вначале — это Бог, за- тем — народный дух. Понятие народного духа (Volksgeist) —134 безличного и самобытного сознания народа стало ключе- вым понятием в концепции правообразования Пухты; —> видимые источники права — формы выражения на- родного духа (обычное право, законодательное право, на- учное право).

Формы права. Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемости народом определенных действий, на- против, обычное право — это общенародное убеждение. Законодательное право — форма права, которая позво- ляет сделать право ясным и единообразным.

Однако это право не может иметь произвольного содержания:

«Пред- полагается, что законодатель действительно выражает об- щее убеждение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или, согласно истинному духу народа, содействует образованию его»

. Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить

«юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непос- редственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, ста- новятся ясными только как продукт научной дедукции»

. Будучи сторонником идеи органического развития пра- ва, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы в процессе правообразования.

Так, он высоко оценивал дея- тельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права.

Пухта говорил о рим- ском праве как о всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влия- нии правовых систем разных народов.

Традиции исторической школы права нашли свое отра- жение в современных правовых системах (ФРГ, Швейца- рия), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.Тема 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКАВ конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие.

Самодержа- вие всегда связано с политическим отчуждением населе- ния, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время было крепостное право, которое распространялось на огромную массу крестьян. Крепост- ное право препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян.

Многие передовые мыслители того времени оцени- вали крепостное право как архаизм, как причину отстава- ния России от передовых стран Запада.

Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос- ледовательный и двойственный характер, Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограни- чил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поруче- нию готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной на- пряженности в России. Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус- ское общество того времени:

«Дворяне страшились кресть- ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави- тельство боялось обоих»

.

В этот период в России сформировались два направле- ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперан- ский, декабристы) и охранительное (Н.М.

Карамзин 136 11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М.

СперанскогоМихаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный дея- тель, автор проектов реформ российского самодержавия. Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предло- жением проведения реформ государственного строя импе- рии и крепостного права.

Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир- ской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро-Суздальской духовной семи- нарии был назван Сперанским (от лат. «speranto» — надеж- да) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петер- бургскую духовную семинарию в качестве преподавателя.

Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1797 г. — на государственной службе.

Возглавлял депар- тамент министерства внутренних дел. С 1807 г. — статс- секретарь Александра I.

В 1809 г. по поручению императо- ра составил план государственных преобразований — «Введение к Уложению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственно- го совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензенским губернатором, генерал-губернатором Сиби- ри.

Возвращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государ- ственного совета, а также Верховного уголовного суда над декабристами.

В 1826 г. возглавил II отделение император- ской канцелярии. Занимался систематизацией российского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской империи».

Логическое основание политико-правового учения.

Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера- лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право- вых взглядах Сперанского.

Основные работы: «Введение к уложению государ- ственных законов», «Проект уложения государственных за- конов Российской империи».

политико-правового учения. М.М. Спе- ранский — представитель русского либерализма. Поэтому137основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразова- ний, составляют понятия свободы: личной и политической.

Под политической свободой Сперанский понимал воз- можность, которая закреплена законом: «участия всех госу- дарственных классов.

в действии законодательной, судеб- ной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: —> имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, и не должна быть предоставлена «народу рабочему», слу- гам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной деятельности; —> культурным.

Противоположностью политической свободы является политическое рабство, когда воля одного лица является за- коном для всех. Под гражданской свободой Сперанский понимал воз- можность обладать личными и имущественными правами: —> собственности; —> заключения договоров; —> на уплату налогов, установленных только согласно закону; —> подвергнуться уголовному наказанию только по ре- шению суда.

Все эти права должны быть закреплены законом.

Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры купли- продажи, писал следующее:

«Но какую достоверность име- ло бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность есть неприкосновенна.»

.

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится

«в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого»

.

Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая:

«Никакая свобода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической»

. В России того времени, считал Сперанский, не было по- литической свободы, а свобода гражданская носила огра- ниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов138самодержца и рабов землевладельцев. Первые называются свободными только по отношению ко вторым.

В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов». Будущее российское общество представлялось Сперанс- кому сословным. Первое сословие составят дворяне, которые будут обла- дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владения населенными не- движимыми имениями с возложением на них обязанности законного управления ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, ко- торые будут иметь гражданские свободы, а их политичес- кие свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги.

Это сословие бу- дет иметь только гражданские свободы. Программа государственных преобразований М.М. Спе- ранского включала проведение следующих реформ: • крепостного права; • государственного правления; • законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде- лив размер крестьянских повинностей и разрешив крестья- нам приобретать недвижимость в собственность. Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка., возвратится крестьянам и древнее право свободного пере- хода от одного помещика к другому.».
Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода:

«Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка., возвратится крестьянам и древнее право свободного пере- хода от одного помещика к другому.»

.

Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку

«участь крестьянина, отправляющего повинность по зако- ну и имеющего в возмездие свой участок земли, несрав- ненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах»

. Реформа государственного правления. Анализируя по- литическую историю государств Запада, Сперанский вы- явил закономерность: все государства в своем развитии139проходят три ступени и в конце концов приходят к консти- туционному правлению: —> первая ступень — феодальная раздробленность госу- дарств Запада; —> вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу- дарств Запада; —> третья ступень — конституционное правление.

Сперанский утверждал, что первым государством, кото- рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция.

Россию он относил к государ- ствам, находящимся на второй ступени политического раз- вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам «октроирует» (подарит) Конституцию народу. Сперанский предлагал построить новое здание россий- ской монархии «на столпах разума и законов».

Основой по- строения такой монархии могла быть только теория разде- ления властей: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и ис- полнять его.

Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судеб- ную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах». Сперанский предлагал провести разделение законода- тельной, исполнительной и судебных властей на четырех уровнях: 1)волости; 2)округа; 3)губернии; 4) империи. Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни- тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор- ганом судебной власти должен стать Судебный сенат.

Государственная дума должна принимать законы. Одна- ко за императором сохранялись огромные полномочия в за- конодательном процессе.

Император мог наложить абсо- лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв.

Выборы депутатов в Государственную думу предполага-140лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губернс- кой думы — депутатов в Государственную думу. Кроме этого при императоре должен быть создан Го- сударственный совет, назначение которого — соединить высшую законодательную, исполнительную и судебную власти.

Члены Государственного совета назначались бы императором.

Этот орган призван предварительно рассмат- ривать законопроекты, которые затем поступали бы к им- ператору, а затем уже передавались на обсуждение в Госу- дарственную думу. Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непос- редственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской империи». В него вошли расположенные в хронологическом порядке, законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г.

до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуще- ствлена официальная инкорпорация законодательных ак- тов. Затем с участием Сперанского был подготовлен пят- надцатитомный «Свод законов Российской империи», в который вошло все действующее законодательство.

Спе- ранский сообщал:

«Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толко- вание»

. М.М. Сперанский вошел в историю русской политичес- кой и правовой мысли как автор проектов по реформирова- нию самодержавия.

Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу- дарства позволила бы обеспечить политические и граждан- ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать в России высший законодательный орган — Государственную думу, однако она появилась в России только в 1905 г.

В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.141 11.2.

Политические и правовые взгляды декабристовЭпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами.

Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста- ми.

С этого момента начинается освободительное движе- ние в России. Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой- ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ- ление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переуст- ройства России. Эти программы готовились в недрах тай- ных обществ, действовавших в условиях усиления цензу- ры.
Эти программы готовились в недрах тай- ных обществ, действовавших в условиях усиления цензу- ры.

Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия».

После самороспуска «Союза благо- денствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное об- щество», руководителем которого стал Н.М.

Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель. Никита Михайлович Муравьев (1796—1843). Биография. Родился в Петербурге, его отец был воспита- телем царевичей Александра и Константина.

Учился на ма- тематическом факультете Московского университета. С нача- лом Отечественной войны 1812 г.

ушел с факультета в действующую армию в возрасте 16 лет. 14 декабря 1825 г. непосредственно в восстании не участвовал, но был аресто- ван и приговорен к 20 годам каторжных работ. Впоследствии вышел на поселение.

Похоронен в Иркутской области. Павел Иванович Пестель (1793—1826).

Биография. Родился в Москве, в семье крупного чинов- ника. Учился в Германии, затем в семнадцатилетнем возра- сте с отличием закончил Пажеский корпус.

Участник вой- ны 1812 г. За мужество был награжден шестью орденами. На Бородинском поле фельдмаршал Кутузов наградил его золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вместе с рус- ской армией дошел до Парижа.

По свидетельству совре- менников, был одним из самых образованных людей свое- го времени. 13 декабря, в канун восстания, был арестован по доносу предателя.

13 июля 1826 г. повешен в Петропав- ловской крепости.142 Общие программные положения Северного и Южного обществ. Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий (Муравьев:

«Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным»

); • отмена сословий и равенство всех перед законом (Пес- тель: «Все сословия уничтожаются и сливаются в одно со- словие — гражданское»); • введение суда присяжных (Муравьев: «Всякое уголов- ное дело производится с присяжными»); • предоставление свободы Польше. Средства достижения этих целей.

Члены тайных об- ществ разочаровались в результатах народных революций. Так, Французская революция, начавшаяся в 1789 г., смени- лась якобинской диктатурой, которая в свою очередь при- вела к тирании Наполеона и войнам.

И потому была сдела- на ставка на дворянскую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г.

Таблица11.1 Отличие в программах Северного и Южного обществ Восстание декабристов стало самым значительным фак- том политической истории Российской империи первой четверти XIX в.

Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего раз- вития России.

Похожие главы из других книг

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 10.

УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.

до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель.

В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права.

Специально эти вопросы освещены Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в.

Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 38.

УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии.

Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Дж.

Локк занял позицию тех общественных групп, которые Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич 74.

НЕОКАНТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ. Р. ШТАММЛЕР Традиционные для немецкой политико-юридической мысли усилия построить научное знание о праве, опираясь на философию, предпринял Рудольф Штаммлер (1856–1938).

Перу Штаммлера принадлежит ряд произведений теоретико-правового Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в.

Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной Из книги История политических и правовых учений.

Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г.

в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.

Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755).

Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе «Персидские письма», а также в историческом очерке Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.

Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 2. Т. Пейн о государстве и праве Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение Из книги История политических и правовых учений.

Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 6.

А. Н. Радищев о праве и государстве Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» (включающую часть оды «Вольность»). Книга попала в Из книги История политических и правовых учений.

Книга попала в Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.

Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в Из книги История политических и правовых учений.

Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника.

Окончив богословский Из книги История политических и правовых учений.

Рекомендуем прочесть:  Книги о питании и здоровье

Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.

Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и Из книги История политических и правовых учений.

Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.

Э. Лейста. автора Коллектив авторов § 4.

Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете.

Ему принадлежит ряд крупных Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Лет №1.

Политико-правовые учения древней индии

Билет № 21.Историческая школа права (Германия). Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Пухта.1)Возникла в Германии в конце XVIII века и полностью сформировалась к середине XIX столетия. Основоположником исторической школы права (ИШП) был Густав Гуго, профессор Геттингенского университета.

В научной литературе она в течение долгого времени рассматривалась как реакция феодалов на идеи и практику Французской революции 1789 года. Но на самом деле доминантой развития пол-прав представлений был сам общественно полит. строй Германии. (Феодальный строй, в эк, соц.

и полит плане одна из отсталых стран Европы в то время).^ . Основные произведения (ОП):

«Учебник естественного права как философии положительного права»

; «Законы не являются единственным источником юридических истин».В первом произведении Гуго ставит вопрос о длительном историч процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху.

Закон не единственный источник права.

Право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя. Пример: обычное право, преторское право в Риме. Юриспруденция состоит из: а)юридической догматики; б)философии позитивного права; в)истории права.

Первая занимается действующим (позитивным) правом и есть «юридическое ремесло». Вторая – «разумная основа научного познания права» — учёная юриспруденция. Третья показывает, что право складывается исторически, а не создаётся законодателем.

Во второй работе утверждает, что право развивается вместе с языком, и что оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов.

Позитивное право не искусственное. Уподобляет формирование права складыванию правил различных игр. То, что предписывается законно, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности.

Комментарий: обычное право складывалось исторически. Это первый этап формирования права. Но впоследствии серьёзную роль в образовании права стали сознательно играть люди.

Н-р, римские юристы. ^ . Известный цивилист, профессор Берлинского университета. ОП: 6-томная «Система современного римского права», книга «Право владения».

Право, как и язык, и нравы определяется своеобразием, свойственным каждому народу. В них находит выражение «общее убеждение» народа. Право не произвольное установление законодателя, а органический продукт «народного духа», народного сознания.

Возражая против законодат творчества, Савиньи заявляет, что право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних, исподволь действующих сил.

Не отрицает роли юристов в разработке права. Выделяет 2 главные стадии в развитии права: 1)естественного права (naturaliches Recht); 2)учёного права (gelehrtes Recht). 1)Право живёт в сознании народа и проявляется как обычное право; 2)обнаруживается в трудах учёных юристов, выступающих в роли представителей народа.Наилучший источник права – обычай, защищает феодальное обычное право Германии.

Важно: в 1814 году выступил против сторонника ест-прав доктрины Тибо, кот.

предложил кодификацию немецкого права. Издал брошюру

«О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»

. Ссылался на несвоевременность кодификации, принцип разума не должен подменять принципа историзма.

^ . ОП: «Обычное право» и «Курс институций». Право есть результат деятельности народа, продукт народного духа. Право-ветвь народной жизни. Право есть выражение «общего сознания народа», «общей воли всех участников правового общения».

Прав. норма обязательна в силу того признания, которым она пользуется в общем убеждении народа. Органическое развитие права из народного духа.

Мышление учёных-юристов оказывает заметное влияние на развитие права. Государство создано той же силой, что и право – «народным духом». Но в конечном счёте и право и гос-во имеют божественное происхождение.

Пухта сторонник монархического правления.5) Значение ИШП.

Отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для идеологов эпохи Просвещения.

Привлекли внимание к историч обусловленности и эволюционности пол-прав институтов, к их национальной специфике.

Противники реформ. Историзм превратился в средство поддержки старых порядков.Билет №22.Политико-правовые взгляды Т.

Джефферсона.1) Томас Джефферсон (1743 – 1826). ОП: «Заметки о штате Виргиния», проект Декларации независимости США (1776).

2) За исключением раннего периода своей жизни, Т. Джеффер­сон сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право.

То, что мы зна­ем о его идеях, почерпнуто из Декларации независимости и ог­ромного эпистолярного наследия. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложе­ны в Декларации независимости Соединенных Штатов.В преамбуле Декларации Джефферсон решительно отказыва­ется от распространенной тогда доктрины «божественного права королей» и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека.

Затем идёт список злоупотреблений Георга III, кот. занимает добрых две трети доку­мента, хотя, как полагали многие критики Джефферсона, хва­тило бы и одной фразы. За ним в основной части Декларации идет перечень попыток воззвать к совести монарха.

Тем самым Джефферсон добился композиционного контраста: агрессивно­му узурпатору противостоит робкая жертва.

Вывод автора Дек­ларации категоричен: народ имеет право на независимость от тирана.3) На фундаменте естественных прав человека Джефферсон вы­строил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав.

Учредив государство, народ остается един­ственным носителем суверенитета. Из идеи народного суверени­тета выводилось право народа на смену власти.

Но в конечном счете симпатии Джефферсона склонились к регуляр­ным и весьма глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового по­коления американцев.4)По форме правленияДжефферсон видел США только респуб­ликой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш.Л.

Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства.

В конце XVIII в., когда вплоть до буржу­азной революции во Франции Европа не знала ни одной сколько-нибудь крупной республики, идеи Джефферсона по этому воп­росу представляли собой новое слово в политической науке и способствовали развитию антимонархических и антифеодальных процессов. В качестве формы государственного устройстваДжефферсон предпочитал конфедерацию, в кот. широкие права штатов практически поглощали полномочия центра.

Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и зако­на—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Что касается разделения властей, идеи в то время от­нюдь не новой, Джефферсон видел в нем скорее некий общий принцип, нежели инструмент для достижения подлинного наро­довластия.

Вся власть д. исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не уре­зать, а расширять.5) Будущие Соединенные Штаты виделись Джефферсону аграрной республикой с сильны­ми демократическими традициями, поставщиком сельскохозяй­ственной продукции на европейские рынки.

Всячески пытался закрепить принцип мирного решения международных проблем.

Билет №23.Политические взгляды К.А. де Сен-Симона.1)Вскоре после Великой фр революции, когда стало ясно, что она не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения, получают распространение идеи утопического социализма,вскрывающего пороки капиталисти-ческого общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить соц. равенство, справедливость и свободу.

Классики утопического социализма: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Их роднят идеи всеобщей обязательности труда, справедливого распределения, коллективизма, гармоничного развития личности.

Все утописты убеждены, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений, путём просвещения и мирных преобразования. ^ (1760 – 1825). ОП: «Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».Придерживался идеалистических концепций французских просветителей XVIII века о причинах развития общества.

История проходит 3 фазы: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическую (период крушения феод и теолог систем) и позитивную (будущий общественный строй, основанный на науке). Общество будущего – промышленное общество, будет основано на научно и планово организованной крупной промышленности. Самое важное – исполнение общего плана работ.

Только пром система способна найти применение человеч талантам и наукам.

Политика превращается в науку об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством. 3)Деление общества на классы: 1)учёные; 2)собственники, за исключением лиц, входящих в первый класс; 3) неимущие.

В более поздний период («Промышленная система») Сен-Симон подчёркивает, что основным является деление общества на: 1)паразитов; 2)промышленников.

Паразитический класс – это дворяне, военные, рантье, гос чиновники и юристы. Промышленники: трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры. 4)Проект справедливого общественного устройства.

Всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экон процессами. Цель – улучшение участи самого многочисленного класса общества.

В отношениях между людьми исчезнет господство и подчинение. Превращение гос-ва в форму организации производства. Люди равны в том смысле, что каждый, независимо от происхождения, может стать управляющим.

Но они фактически не равны, так как не все обладают талантом к управлению. Сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему.

Между королём и палатами создаются 2 промежуточные инстанции: 1)Совет учёных (разрабатывает планы необходимых социальных преобразований); 2)Совет промышленников в составе виднейших представителей промышленности, торговли, банковского капитала (рассмотрение проектов Совета учёных, составление бюджета и проверка его исполнения. Проект бюджета после этого поступает на рассмотрение в Совет министров и на рассмотрение обеих палат).

5)Свобода. Основой свободы является промышленность. Рост могущества промышленности – есть полное осуществление свободы.

Сен-Симон ставил интересы технического и индустриального прогресс выше свободы отдельного человека. ^ Основной принцип нового административного управления состоит в том, чтобы руководствоваться интересами целого. 8)Способ перехода к новому обществу – акт королевской власти, призывающий к управлению страной вместо дворян и духовенства промышленников и учёных.

Осуществление реформы сверху.

Билет №24.Политико-правовые взгляды Радищева.1)Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). ОП: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске»По своим историко-философским взглядам Радищев близок к когорте русских просветителей. Однако среди них он занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демаго­гии «просвещенного абсолютизма» и скептическому отношению к реформам сверху.

Это приводило А. Н. Радищева к выводу о возможности в России нового крестьянского восстания, которое низвергнет и самодержавие, и крепостное право.

Бунт — не про­грамма, а скорее прогноз Радищева, но он не относится к нему отрицательно, признавая его закономерность.

Готовность мириться с революционным насилием и демокра­тизм, выразившийся в признании народного суверенитета, не укладываются в типичную систему идей русского просветитель­ства.2)Был сторонником западного (американского или французского) пути для России, но отмечал и особенности развития России.

Стал автором нескольких законопроектов («Проект о разделении Уложения Российского», «О законоположении» и др.) Разочаровавшись в просвещённом абсолютизме Екатерины II, он попытался в знаменитом «Путешествии…» обосновать: республиканизм, сочетающий идеи либерализма и демократии; законность и неизбежность народной революции; смену монархии республикой; народное правление как возможность постепенного освобождения крестьян; проведение политических реформ: установление твёрдых законов, создание механизма разделения властей, народного участия в органах управления. Прозвучал призыв к уничтожению крепостничества.

«Заклепанные в узы» крестьяне «в законе мертвы». Они лишены земли и права соб­ственности, вынуждены работать на барщине до шести дней неделю, а то и оказываются в «дьявольской выдумке — месячи­не». Их истязают, ссылают на каторгу, «продают в оковах, как скот».

Чудовищная бесчеловечность помещиков доводит кресть­ян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов.

У поме­щиков — «всесилие», а у крестьян — лишь «немощь беззащит­ная».

3)В формировании своего общественно-политическогоРадищев обращается к теории естественного права, центральной категорией кот. было «естественное состояние» представления о естественном состоянии во многом навеяны Руссо, кот. полагал, что это состояние, быть может, никогда не существовало, но использовать эту категорию нужно, чтобы мысленно представить людей вне общества.

Однако Радищев утверждает, что естественное состояние людей — это жизнь в обществе, так как природа «из различия полов основала. в человеке склонность к общежитию». По этому вопросу он прямо критикует Руссо:

«О Руссо, куда тебя завлекла чувствительность необъятная?»

В естественном состоянии человеку «вследствие его чувственного состава» свойственно внутреннее ощущение правого и неправого.

Люди здесь следуют правилу:

«Не делай того другому чего не хочешь, чтобы тебе случилося»

. До появления собственности в обществе существовало единомыслие, и

«закон не что иное был, как собственно каждого к пользе общей побуждение… Никто не желал ничего в противность желанию всех»

.Общество прошло ряд стадий развития, и лишь при переходе кочевых народов к земледелию появляются государство и положительные законы.

Основным образующим государство фактором признается собственность.Радищев полагал, что государство создается для «блаженства граждан» и является зультатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.4)Закон — «извет общия воли», «изведение, в чем состоит о ственное блаженство».

В его основе должно лежать естестве право. Вместе с тем право как выраже­ние народного суверенитета и естественных законов будет дей­ствовать тогда, когда опирается на реальную силу — государство или восстание граждан.Радищев дал революционно-демократическую трактовку идей естественного права, что позволило ему создать проект «народно­го правления», основой которого признавалась крестьянская об­щина. В русских общинных порядках Радищев нашел необходи­мые доводы для защиты своих эгалитаристских идей, основанных на теориях Руссо и Мабли.«Народное правление» устанавливается в результате револю­ции.

Лучшей формой правления и устройства по этому произведению для России Радищев считал добровольную федерацию городов-республик с вечевыми собраниями (как в древнем Новгороде и Пскове). Народная республика будет строем равных людей.