Нормативно правового акта как

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества.


В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре. В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  1. Ведомственные Акты;
  2. Конституция РФ;
  3. Акты Президента;
  4. Корпоративные акты.
  5. Акты Правительства;
  6. Федеральные Конституционные законы;
  7. Федеральные законы;

Иерархия НПА субъектов РФ:

  1. Конституции и Уставы субъектов РФ;
  2. Акты органов местного самоуправления.
  3. Законы субъектов РФ;

Примечания

  • С.

    С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник для вузов.

    М. 2001. с. 315

  • А.В.Поляков Е.В.Тимошина. Общая теория права: Учебник. СПб.

    2005. 472с

  • О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г.

    № 361-З.

Теория государства • • ( • • ) • • • • • • • • Теория права • • • • • • • • • • • • Нормативно-правовой акт • • • • • • • • • • Правомерное поведение • • • • • • • • Межотраслевые институты • • • • • • ( • • • • ) • • • · · · · · · Основные отрасли права · · · · · · · · · · · · · Комплексные отрасли права () · · · · · · и права · · · · · · · · · · · · Юридические дисциплины · · · · · · · · · · · · · · · · · · · Известные юристы · ·

Характерные признаки правоприменительных актов:

  • имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  • исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  • выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  • не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  • являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  • обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  1. иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
  2. обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);

1.3.

Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009

«Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается.

Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств. Минюст РФ в

«Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах.

Однако следует обратить внимание на следующее.

По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными.

Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы.

Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

Статья 48. Внесение изменений в нормативные правовые акты

1.

Внесение изменений в нормативный правовой акт осуществляется в том же порядке и при тех же условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для принятия нормативных правовых актов. 2. Внесением изменений считается: замена слов, цифр; исключение слов, цифр, предложений, структурных единиц; новая редакция структурной единицы; дополнение структурной единицы статьи новыми словами, цифрами или предложениями; дополнение структурными единицами нормативного правового акта; приостановление действия нормативного правового акта или его структурных единиц; продление действия нормативного правового акта или его структурных единиц.

3. Изменения всегда вносятся только в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо.

4. Нормативный правовой акт, вносящий изменения в основной нормативный правовой акт не должен содержать положений, устанавливающих новое правовое регулирование. 5. При изменении текста структурной единицы действующего нормативного правового акта такая структурная единица продолжает действовать в измененной редакции. После текста измененной структурной единицы следует ссылка на то, что эта структурная единица действует в редакции акта, изменившего ее.

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы. Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами.

(Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ). Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования. Похожие статьи Кредит на открытие бизнеса Выбор оптимальных условий для ипотеки: советы специалиста Кредиты Сбербанка БЕСПЛАТНАЯ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА Возврат к списку comments powered by HyperComments

2.6.

Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009).

Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу. Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня

«Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»

.

Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их официальной публикацией.

Особенности нормативно-правового акта как источника российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 Право УДК 340.13 Особенности нормативно-правового акта как источника российского права Лысенко В.А. Кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им.

И.Д. Путилина Крамской И.С. Кандидат юридических наук, заместитель начальника учебного отдела Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина х Рязанова Н.А. Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им.

И.Д. Путилина В статье рассмотрены научные исследования и юридическая практика, посвященная анализу общих признаков, характеризующих нормативно-правовой акт, а также отграничивающих его от других сходных правовых явлений. Ключевые слова: нормативно-правовой акт, источник права, закон, признаки. В российской правовой системе в течение длительного периода нормативно-правовой акт являлся основным, если не единственным, источником права и на сегодняшний день играет ведущую роль в регулировании общественных отношений.

Это определяет внимание к изучению понятия «нормативно-правовой акт» и его признаков (особенностей).

Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания. Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, 204 определения совокупности предметов, в отношении которых используется указанный термин [1, с.

58]. В юридической литературе в качестве признаков, характеризующих нормативно-правовой акт, чаще всего выделяют следующие свойства: письменная форма объективизации, принятие уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления), официальный, государственно-волевой характер и содержание, юридическая сила, иерархизированность, дифференцироваванность, систематизированность, особый порядок принятия, наличие установленных формы и структуры, обеспечение принудительной силой государства, нормативность, общеобязательность, многократность применения, неперсонифи-цированность, установление, изменение или отмена Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 Право правовых норм, действие во времени, пространстве и по кругу лиц и др. Сходной позиции придерживаются: Л.А. Морозова считает, что нормативным правовым актам присущи следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т.е.

правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов [2, с. 273]. С.В. Бошно выделяет следующие признаки: волевое содержание; официальный характер; вхождение в единую систему; нормативность; письменный документ; принимается по специальной процедуре; принимается компетентными органами; регулирует общественные отношения; гарантируется принудительной силой государства [3]. В течение длительного периода ученые исследовали колоссальное число признаков и свойств нормативного правового акта.

Мы обратим внимание на те, которые являются наиболее значимыми и актуальными в современный период.

Большинство авторов указывают на официальный, государственный характер нормативно-правовых актов.

Под официальным, государственным характером нормативно-правового акта в юридической литературе понимается прямая и непосредственная его связь с государством, посредством закрепления его воли. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер [4].

В законе указывается, что официальный характер могут иметь не только нормативно-правовые акты, но и иные правовые акты. Главное отличие нормативно-правового акта в том, что он всегда имеет официальный характер [5, с.

56]. Следует обратить внимание на вопрос о том, чью волю отражает и чьим интересам служит нормативно-правовой акт, так как именно он является спорным.

Спектр мнений по данной проблеме — разнообразный.

От утверждения, что акт отражает волю лиц, непосредственно принимавших участие в его создании, до признания его отражением всеобщего интереса, воли народа [6, с. 237]. При этом замечают, что степень проявления воли народа в различных нормативно-правовых актах неодинакова. Всякий нормативно-правовой акт по своей сущности должен отражать сбалансированную волю общества.

Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений.

В ней должны найти необхо- димое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Все зависит от специфики общественных отношений, в одних может превалировать социальный или государственный, в других — личный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования.

Поэтому волевой источник юридической силы нормативно-правового акта заключается не столько в принудительной его реализации и полномочиях правотворческого органа, а прежде всего в согласовании, координировании воль субъектов права. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . C.B. Бошно усматривает проявление официального характера нормативно-правового акта в его официальном опубликовании. Хотя размещение текста акта в официальном издании еще не делает его официальным.

Поэтому справедлив вывод о том, что именно официальный характер нормативно-правового акта обусловливает необходимость его опубликования, а не наоборот. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какие именно органы могут быть управомочены на издание (принятие) нормативно-правовых актов.

Следует заметить единство мнения по данному вопросу, где в качестве таких субъектов называют прежде всего органы государственной власти.

Важность вопроса состоит в том, кто еще помимо указанных субъектов может принимать нормативно-правовые акты.

В большинстве случаев употребляется формулировка, согласно которой нормативно-правовые акты принимаются уполномоченными субъектами [3, с.

250]. Хотя именно установление видов уполномоченных субъектов играет весомую роль для определения понятия нормативно-правового акта.

Потому что именно от субъектов правотворчества зависит и юридическая сила нормативно-правовых актов.

Т.В. Кашанина выделяет правотворчество народа, государственных органов, корпоративное правотворчество [1, с. 147-148]. В других случаях признается, что нормативноправовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными органами или организациями с предварительной или последующей санкции государственных органов или же от имени органа, организации или государства [7, с.
147-148]. В других случаях признается, что нормативноправовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными органами или организациями с предварительной или последующей санкции государственных органов или же от имени органа, организации или государства [7, с.

14]. В ст. 4 проекта Федерального закона

«О нормативных правовых актах в Российской Федерации»

указываются следующие субъекты правотворчества: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Организации, созданные, в соответствии с федеральными законами, 205 Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 Право в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации, вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере [8]. Как мы видим, в большинстве случаев в качестве уполномоченных субъектов называются народ, органы государственной власти, должностные лица, органы местного самоуправления, организации, созданные в соответствии с федеральными законами.

Хотя и здесь следует оговориться относительно того, что не все государственные органы и должностные лица наделены правом принимать нормативно-правовые акты.

Такое право должно быть четко определено в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе или подзаконном акте.

Например, таким правом (на принятие нормативно-правовых актов) не обладают органы судебной власти. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов.

Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например, акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Поэтому полномочия высших судов по разъяснению действующего законодательства нельзя относить к правотворческой деятельности, так как принимаемые ими акты обладают специфической сущностью, что не позволяет их отнести к нормативно-правовым.

В большинстве случаев фундаментальное свойство, через которое рассматривается данная юридическая форма, это — нормативность. Нормативно-правовой акт должен непременно содержать юридические нормы, обязательные для неопределенного числа лиц (неперсонифицированные), рассчитанные на многократное применение.

В.М. Сырых указывает, что правовая норма обладает нормативностью, характеризующей «юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений.

Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений» [9, с. 115, 122]. Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Подчеркивается его феноменальная, неоспоримая законность и защита со стороны государства.

Что же такое нормативность? Это свойство является основным для права 206 в целом, т.к.

именно через него осуществляется социальная ценность права, реализуются его регулятивные особенности. Нормативность показывает всеобщность содержания и воздействия акта, который фиксирует порядок отношений, действующих непрерывно.

Один и тот же нормативный акт может включать как нормативные предписания, так и положения ненормативного характера. Возникает вопрос, к какому виду правовых актов надлежит отнести такие акты. К нормативно-правовым актам следует отнести все документы, содержащие юридические нормы, независимо от числа данных норм.

Для выявления характерных черт нормативного правового акта большой смысл имеет его документарная форма.

В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник, и как форма права, и как акт-документ [3].

Если попробовать систематизировать мнения ученых по этому вопросу, то следует выделить узкий и широкий подходы.

Узкий подход к уяснению и определению юридической техники можно назвать документальным. Его придерживаются наши светила в сфере юридической техники, такие как С.С.

Алексеев и А.Ф. Черданцев. С.С. Алексеев указывает, что юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов [10, с.

483]. Аналогичного мнения придерживается А.Ф.

Черданцев, который считает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета [11, с.

366]. Широкий подход еще именуют деятельностным, его поддерживают большинство юристов. Наиболее содержательно это понятие раскрывает В.И. Червонюк, по его мнению, юридическая техника есть применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей [12, с.

368]. Из этого определения видно, что В.И. Червонюк идентифицирует юридическую технику с правовым регулированием. В самом деле, особенная юридическая природа и назначение нормативных правовых актов вызывают необходимость четкого определения формы документа.

В юридической науке принято выделять внешнюю и внутреннюю форму нормативного правового акта. Внешняя форма предназначается для аутентификации нормативно-правового акта, которая позволяет отличать его от других правовых актов. Такие опознавательные признаки называются реквизитами нормативного акта.

Внутренняя форма, т.е структурализация, которая предполагает рас- Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 Право пределение нормативного материала в установленном порядке, его логическую градацию. Речь идет о структурном, нормативном, системном построении и отраслевой типизации.

Правовой акт-документ предполагает письменную форму, это — своеобразное текстовое произведение, созданное с соблюдением требований к таким актам, обычно имеющее особую структуру и реквизиты.

Таким образом, нормативный правовой акт — это документ, выраженный в письменной форме, обладающий внутренней структурой, четко отвечающий правилам юридической техники. Его отличает употребление специальных терминов, наличие определённых реквизитов (вид, дата, номер, наименование, и т.п.).

Все нормативные акты должны быть иерархизи-рованы и дифференцированы, так как государственный механизм располагает разветвленной системой органов с установленными правотворческими полномочиями и существенным объемом иных функций, которые осуществляются с помощью издания правовых актов. Нормативно-правовой акт является элементом целостной системы, с помощью которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений, исходя из приоритетов и задач государства и общества на конкретном историческом этапе его развития. Иерархическое построение представляет не столько признак отдельного акта, сколько характеризует систему актов.

Тем не менее этот признак представляется существенным, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут реализовывать стоящие перед ними задачи. Н.М. Марченко считает, что сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности [13, с. 344]. Исходя из иерархичности, может проводиться идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Все нормативные правовые акты обладают юридической силой и их юридическая сила различна.

Но существует общее правило, согласно которому нормативные акты, имеющие меньшую юридическую силу, должны, соответствовать нормативным актам большей юридической силы и не должны им противоречить. Поэтому юридическая сила показывает уровень подчиненности данного акта другим нормативным актам и устанавливает его роль и место в иерархии нормативных правовых актов.
Поэтому юридическая сила показывает уровень подчиненности данного акта другим нормативным актам и устанавливает его роль и место в иерархии нормативных правовых актов.

Верной является точка зрения, согласно которой юридическая сила нормативного правового акта определяется не только компетенцией органа, его издавшего.

Например, федеральные конституци- онные законы основываются на Конституции Российской Федерации и не могут ей противоречить. Рассматривая вопрос об иерархии форм права, В.А.

Толстик выделяет семь факторов, которыми доказывается юридическая сила форм права: степень непосредственности выражения воли народа, степень общности (абстрактности) норм права, значимость регулируемых общественных отношений, кодифицированный характер акта, делегирование нормотворческих полномочий, надведомственный характер компетенции, совместное нормотворчество [14, с. 100]. Нормативный правовой акт, принимаемый в порядке референдума, должен иметь большую юридическую силу чем нормативный акт, принятый законодательным органом того же уровня (федерального, регионального, муниципального). Вышестоящие нормативно-правовые акты должны включать более фундаментальные, социально-значимые нормы, чем нижестоящие.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности.

Таким образом, иерархическое построение системы в большей степени характерно для совокупности нормативно-правовых актов, чем для иных источников права.

Нормативный правовой акт регулирует общественные отношения. Правовое регулирование — сложное и тонкое дело. В нем используются многообразные способы, методы, приемы.

Это достигается путем установления запретов, возложения обязанностей и предоставления возможностей. Для характеристики нормативных правовых актов значимы адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между индивидами и их коллективами.

Поэтому правовое регулирование основывается на системе юридических норм, в которых закрепляется модель желаемого общественного порядка, т.е. с помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственновластный характер.

Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил, эти отношения требуют соблюдения правил, обя- 207 Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Право зательность которых подкреплена достаточно действенной силой. С учетом сказанного можно сформулировать определение нормативного правового акта — это официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия.

Ему присущи следующие признаки: официальный характер, волевое содержание, иерархичность, нормативность, принятие (издание) уполномоченным субъектом в рамках определенной процедуры, объективируется в установленной законом форме и имеет определенную структуру, регулирует общественные отношения, гарантируется принудительной силой государства.

Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта находятся в постоянном развитии.

Сохраняются коренные признаки исследуемого феномена, например, его непосредственная связь с государством. Все это указывает на необходимость создания новых доктринальных подходов к нормативным актам. Для достижения этого результата существует острая необходимость в принятии Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс.

Литература: 1. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учеб. -М.: Норма, 2011. — 496 с. 2.

Морозова Л.А.Теория государства и права: учеб. — М.: «Юристъ», 2002. — 414 с. 3. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики // Ваш налоговый адвокат. — 2008. — № 11. — С. 27-29. 4. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обязательном экземпляре документов».

№ 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обязательном экземпляре документов».

— URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_5437/ 5. Джоусе-Иванина М. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: дис.

. канд. юрид. наук. — М., 2010. — 182 с. 6. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т.

Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н.

Марченко. — М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с. 7. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А.

Правовые акты: учеб.-практ. пособие.

— М.: Юринформ-центр, 1999. — 381 с.

8. Проект Федерального закона

«О нормативных правовых актах в Российской Федерации»

// Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. -URL: http://regulation.gov.ru 9.

Сырых В.М. Теория государства и права. — М.: Юстицинформ, 2000. — 592 с. 10. Алексеев С.С. Общая теория права.

— М.: Проспект, 2009. — 576 с.

11.Черданцев А. Ф.Теория государства и права: учеб.

— М.: Юрайт, 1999. — 429 с. 12.

Червонюк В. И. Правовые технологии (правовая инженерия), или прикладная юриспруденция // Вестник Московского университета МВД России.

— 2010. — № 6. — С. 195-198. 13. Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т. 2. Право / Автор-составитель М.Н.

Марченко. — М.: ОАО «Издательский дом», 2004. — 640 с. 14. Толстик В.А. Иерархия источников российского права.

— Н. Новгород: Общество Интелсервис, 2002. — 215 с. Particularities of Regulatory Legal Act as a Source of Russian Law V.A.

Lysenko, I.S. Kramskoi, N.A. Riazanova Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin The paper dwells upon scientific research and legal practice aimed at analysis of common and differentiating features of regulatory legal acts.

Key words: regulatory legal act, source of law, law, features.

208

НПА — это обязательно письменный документ

Нормативный правовой акт – это текст на бумаге или в электронном виде. В нём обязательно присутствует следующая информация:

  • дата принятия, номер;
  • какие отношения в обществе регулирует.
  • кто издал;
  • название;

Информация структурирована, разделена на статьи с частями, пунктами или абзацами.

В этом ключевое отличие документа от правового обычая.

Последний тоже регулирует отношения внутри общества, но необязательно выражен в письменной форме.

ГИА по обществознанию

Норма права — это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм:

  1. Охранительные — устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
  2. Обязывающие — обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
  3. Регулятивные — устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
  4. Запрещающие.
  5. Управомочивающие — предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).

Нормативный правовой акт — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права.

Он является основным источником права в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

  1. обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
  2. имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
  3. содержит нормы права;
  4. принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
  5. исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой. Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное.

По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства. Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии.

Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта.

Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт.

Выделяют следующие виды нормативных актов : Виды законов:

  1. законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
  2. Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  3. федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  4. федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

Виды подзаконных актов:

  1. приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  2. решения и постановления местных органов государственной власти;
  3. локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
  4. нормативные акты муниципальных органов;
  5. указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
  6. постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  7. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс. Он включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Принятие закона- происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
  2. Опубликование (промульгация) закона — т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования.
  3. Обсуждение законопроекта — осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
  4. Законодательная инициатива — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

Закон как вид нормативно-правового акта

2 Нормы права как обязательные правила поведения устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством, и закрепляются в юридических формах или источниках права.

Результаты правотворчества (т.е.

нормы права) получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах (НПА). Понятие нормативно-правового акта, наиболее полно отражающее его действие, содержится в инициативном проекте федерального закона

«О законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации»

. НПА — это акты, изданные полномочными на то органами государственной власти и содержащие правовые нормы, т.е.

общие предписания постоянного или временного действия, применение которых обязательно. На основе определения нормативно-правового акта можно выделить следующие его признаки: 1. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством.

Нормативно-правовой акт есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства (прямое правотворчество), а также уполномоченных на то государством общественных образований, например, органы местного самоуправления (делегированное правотворчество), при этом каждый субъект правотворчества связан рамками своей компетенции.

2. Они содержат в себе общеобязательные правила поведения — нормы права, выражающие государственную волю.

Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты, т.е.

правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. 3. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам).

4. Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.).

5. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений, регулируемых нормами, составляющими их содержание. 6. Нормативно-правовые акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение.

В связи с широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов и средств правового воздействия на эти отношения существует многообразие актов, образующих систему нормативно-правовых актов. Существуют различные основания (критерии) подразделения нормативно-правовых актов на виды (классификации).

Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников – это предмет правового регулирования, т.е. принадлежность к той или иной отрасли права.

По данному признаку можно выделить административные, уголовные, гражданские и др. нормативно-правовые акты. По сфере действия (объем и характер действия) нормативно-правовые акты подразделяются на: — акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на территории государства; — акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; — акты исключительного (чрезвычайного) действия – их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

Другое основание деления нормативно-правовых актов – по субъектам их издания.

Различают нормативно-правовые акты органов государства, органов местного самоуправления, акты непосредственно народного волеизъявления (например, референдумов). Можно классифицировать нормативно-правовые акты и по срокам действия: — акты постоянного действия – не ограниченные в своем действии какими-либо временными рамками; такие акты действуют постоянно до их отмены; — акты временного действия – срок действия таких актов ограничен либо конкретно указанным сроком их действия, либо конкретными обстоятельствами, для которых этот акт предусмотрен. Центральным и главным является подразделение нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой.

Юридическая сила НПА – это внутреннее свойство акта действовать, порождать юридические обязательные правовые последствия.

Юридическая сила указывает на место акта в системе нормативно-правовых актов, его значение, его верховенство либо подчиненность.

Все нормативно-правовые акты находятся между собой в определенной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Юридическая сила НПА зависит от того, какой орган издал данный нормативно-правовой акт (парламент, президент, правительство, министерство и т.д.), и какое место занимает этот орган в системе государственной власти (парламент федерации или парламент республики, правительство федерации или субъекта и т.п.).

Чем выше место государственного органа в системе государственной власти, тем выше юридическая сила издаваемого нормативного акта.

По юридической силе различают: — законы — подзаконные нормативно-правовые акты Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) – это акты правотворчества, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут им противостоять.

По своему содержанию подзаконные нормативно-правовые акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти и должностных лиц в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Главным нормативно-правовым актом современного государства является закон. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государством в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Исходя из данного определения, можно выделить признаки закона, отличающие его от всех других нормативно-правовых актов.

1. Это акт, принимаемый только высшими представительными органами государственной власти (Федеральным собранием в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.).

2. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего, основного из них – конституции – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти, формы и виды собственности. 3. Законы – это акты, принятые в особом порядке.

4. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что: — все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае расхождения (коллизии) какого-либо акта с законом действует закон; — законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом; — никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который издавал это закон.

Исключением являются законы субъектов РФ, которые могут быть отменены или изменены Конституционным судом РФ.

Законы могут классифицироваться по различным основаниям (критериям). В зависимости от значимости содержащихся в них норм и по юридической силе законы подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют. К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем – законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции; законы – необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, порядку их принятия, внесения в них изменения и дополнений. Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные сферы общественной жизни.

В отличие от конституционных законов, для принятия или изменения обыкновенных законов существует более упрощенная процедура принятия и изменения, что подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность, как регуляторов общественных отношений.

— В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, закон в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Вторые – высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют силу лишь на подведомственной территории.

По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации действуют федеральные законы, т.е. федеральные законы имеют приоритет над законами субъектов. — По объему и объекту регулирования: Общие законы – посвящены целой сфере общественных отношений (основы законодательства, кодексы).

Специальные законы – регулируют более узкие области общественных отношений.

Вывод: Таким образом, нормативно-правовой акт имеет приоритетное значение в системе законодательства большинства государств современности. Он представляет собой официальный документ, издаваемый компетентным, уполномоченным на то органом, в котором получают свое внешнее выражение и закрепление действующие в государстве правовые нормы. Существует достаточно четкая классификация нормативно-правовых актов.

Делается это для того, чтобы как-то систематизировать и упорядочить всю совокупность нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Этот принцип имеет достаточно важное значение и необходим для правильной классификации нормативно-правовых актов, а также в практическом применении нормативных актов.2 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.