Может ли автономная некоммерческая организация оказывать платные услуги

Может ли общественная организация оказывать платные услуги


Анатомия НКО: как устроен благотворительный фонд Согласно гражданскому законодательству, пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях.Кроме того, некоторые НКО вправе заниматься деятельностью, приносящей доход, создавая хозяйственные общества или участвуя в них. НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям.

Причем эта деятельность должна быть указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.

2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО)).В то же время не исключены взаимодействия между фондом и обществом, в котором фонд владеет долями (акциями), на основе каких-либо коммерческих сделок с получением фондом соответствующего вознаграждения, предусмотренного такими сделками.

К указанным сделкам могут быть отнесены агентские договоры, договоры возмездного оказания услуг или подряда, иные договоры и соглашения.

Учет доходов в НКО. Как ведется учет коммерческой деятельности в НКО?

Самый важный момент. Нельзя смешивать коммерческую и некоммерческую деятельность в бухгалтерском учете НКО.

Если возникает деятельность приносящая доход ведется раздельный бухгалтерский учет направлений.

На основании оказанных услуг формируется «Акт выполненных услуг» На основании проданных товаров «Товарная накладная» Выделяет коммерческое поступление прежде всего основание платежа. Если оно непонятно какое, налоговая относит его к выручке и оно попадает в налогооблагаемую базу.

Как правильно оформить некоммерческое поступление было подробно описано в статье «Некоммерческие поступления».

Размер налога зависит от режима налогообложения. НКО ведущие активную коммерческую деятельность выбирают между ОСНО (Основная система налогообложения) и УСН 15% (Доходы за вычетом расходов). Какой из них выбрать сложный вопрос. Ответ на него должен знать Ваш бухгалтер. Если его нет, можете позвонить нам, у нас есть и бухгалтера и услуги бухгалтерского сопровождения.
Если его нет, можете позвонить нам, у нас есть и бухгалтера и услуги бухгалтерского сопровождения. Руководителям сложно ответить на этот вопрос самостоятельно, слишком много нюансов.

  1. Учет доходов от вложений лучше выделять на 91.1 счет — прочие доходы
  2. Учет выручки формируется на 90 счете — продажи
  3. Учет некоммерческих поступлений формируется отдельно на счете 86 — целевое финансирование

С определение поступлений все относительно просто. Сложности возникают с отнесением расходов. Хорошо, если получается при возникновении расходов есть возможность отнести к одному из направлений.

Но это происходит далеко не всегда.

Аренда, сотрудники с окладами, постоянные расходы используются двумя направлениями.

Задача бухгалтера грамотно разнести расходы, чтобы с одной стороны у гос.органов не возникало лишних вопросов и с другой не начислять лишних налогов. Раздельный бухгалтерский учет в НКО требует от бухгалтера высокой квалификации и хорошую практику.

Важно! Учет НКО проверяет ИФНС (налоговая) и МИНЮСТ.

Принципы и цели проверки у них разные.

  1. Налоговая. Руководствуется жестким налоговым кодексом. Налоговая фискальный орган, который должен обеспечивать сбор налогов. За нарушение она ссылается на конкретную статью и доначисляет налог, штраф и пени. Следит за тем, чтобы в НКО все коммерческие поступления попали в налогооблагаемую базу.
  2. МИНЮСТ. Регуляторный орган. Он следит за соблюдением НКО её уставных целей. Опирается на целый ряд законов касающихся НКО. Решение о соблюдении уставных целей принимается на основании экспертизы деятельности и заключения. Признание за НКО не соблюдение уставных целей (неуставная деятельность) приводят к решению ликвидировать НКО. Решения МИНЮСТа более субъективны и непонятны, но на практике под его проверки попадают иностранные агенты и НКО грубо нарушающие закон, с целью обогащения, мошенничества, терроризма, секты, «обналички» и им подобные.

Основы функционирования некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг.

Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей.Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

    учреждение;общественная организация (объединение);потребительский кооператив;некоммерческое партнерство;автономная некоммерческая организация;объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г.

«О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединениекак «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы:

    общественная организация;общественное движение;общественный фонд;общественное учреждение;орган общественной самодеятельности;

Учредительными документами НКО являются:устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

    заявление;учредительные документы;решение о создании организации;сведения об учредителях;документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).К компетенции органов управления НКО относятся:

    изменение устава;образование исполнительных органов;утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.

№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. НКО или некоммерческие организации — так принято в обществе называть подобный вид деятельности.

НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно.

Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели.

Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны.

Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.Откуда берутся деньги и как получить прибыль? С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация.

Опять приведем яркие примеры — церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее. На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами.

Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги. Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс.

$. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы.

Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:1.

Пожертвования и взносы на добровольных основах; 2.

Предпринимательская деятельность; 3.

Поступление от учредителей организации; 4.

Доход от долевых участников организации. Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.Подробнее о финансах. Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения.

При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс. Смета может отображать финансовый план организации.

Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.
При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов: 1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца; 2.

Оплата государственной пошлины — от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО; 3. Протокол учредительного решения НКО; 4.

Устав, учредительская документация; 5.

Реквизиты НКО; 6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку). Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.Помещение. Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения.

Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников.

Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей.

Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение: 1.

Компьютеры — около 700 $; 2. Телефоны — 200 $; 3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс — 400 $; 4.

Борды — 80 $; 5. Оборудование для презентаций — 130 $. Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера.

Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.Работники. Даже НКО требует найма персонал.

Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата.

Минимально, на что необходимо будет рассчитывать — это 1,5 тыс.

$.Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города.

Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации.

На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта: 1. Оформление документов — 250 $; 2.

Помещение — 150-300 $; 3. Оснащение — 2 тыс.

$; 4. Персонал — 1,5 тыс. $; 5.

Реклама — 300. Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс.

$. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли? Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс.

$ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.Развитие. Даже эта отрасль может развиваться.

Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной.

Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода.

Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же: Рекомендуем © 2020 / Все права защищены

Ответы знатоков

Аудит-Эксперт: Может. Некоммерческие организации могут выступать субъектами предпринимательских отношений.

Право некоммерческих организаций заниматься предпринимательской деятельностью закрепляется не только в ГК РФ, в ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», но и в ряде специальных законов. Ведение предпринимательской деятельности некоммерческих организаций ограничено двумя условиями: во-первых, она должна осуществляться лишь для достижения целей, ради которых создана данная некоммерческая организация, и, во-вторых, она должна соответствовать этим целям.

То есть, во-первых, доходы от предпринимательской деятельности должны служить источником формирования имущества, используемого для реализации уставных целей некоммерческой организации, во-вторых, предпринимательская деятельность по своей направленности должна быть ограничена только сферой уставных задач и не может выходить за эти рамки. В этой связи следует заметить, что ряд законов по-разному определяют пределы осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в зависимости от их вида. КРВ: Составляйте договор аренды с возмещение расходов по коммунальным услугам.

Только выставляемые юр. лицам коммунальные услуги не должны ни на копейку больше быть от тех, что вам выставляет поставщик. Минфин и налоговики говорят, что коммуналка — доходы. А вот суды защищают ТСЖ. Но за защитой — в суд.

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.07.2011 N 03-11-11/185 <усн: учет доходов тсж> В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов (Письма Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-11/95, от 30.09.2010 N 03-11-06/2/153).

Вместе с тем, как указывают чиновники Минфина России, данные платежи, например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора, одновременно с отражением их в доходах принимают в составе расходов, так как они должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги и тем самым уменьшают налоговую базу (Письма Минфина России от 29.06.2011 N 03-01-11/3-189, от 08.12.2010 N 03-03-07/41). Мнение суда Существуют судебные решения, согласно которым суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги не учитываются в доходах налогоплательщика.

Так, в Постановлении ФАС ПО от 31.03.2011 по делу N А65-18505/2010 арбитры пришли в выводу, что ТСЖ, получая поступления в виде уплаты собственников помещений стоимости коммунальных услуг, не оказывает при этом коммунальных услуг. Оно лишь выступает посредником между организациями, оказывающими услуги по тепло-, водо- и электроснабжению и собственниками жилья.

Оно лишь выступает посредником между организациями, оказывающими услуги по тепло-, водо- и электроснабжению и собственниками жилья. При этом у ТСЖ от поступивших платежей никакой экономической выгоды не возникает, оно только выполняет предусмотренную уставом обязанность.

Указанная деятельность носит некоммерческий характер и не предполагает никаких посреднических вознаграждений. Таким образом, эти платежи не подлежат налогообложению. Аналогичного мнения придерживается и ВС РФ в Решении от 22.12.2010 N ГКПИ10-1401.

Людмила: Ни на какую. Форма и суть договоров, дело договаривающихся сторон. Надо заключить с потребителями договор-поручение, что Вам поручается оплачивать коммунальные услуги в такой-то сумме, тому-то и тому-то, от имени поручителя, за вознаграждение в сумме …Если договоритесь с клиентом, то будете платить 6% от вознаграждения, иначе штрафы за занижение налоговой базы. Светлана Угарова: Если эти юр.

лица являются собственниками помещений, то они на равне с физ.

лицами платять наверное какой то процент для ТСЖ (с чего то же вы платите председателю ТСЖ или как все работают бесплатно) . Если они арендуют помещения у ТСЖ, то должны платить аренду+ коммунальные услуги (по агентскому договору) .

Если они арендуют у собственников-физ. лиц помещение в ТСЖ, то и коммунальные должен платить собственник помещения-физ. лицо. А ТСЖ обязано учитывать все поступления в доходы и платить с них налоги, аудиторы совершенно правы.

А вообще вам нужно переходить на «Доходы-Расходы». Также спрашивают:

Для кого прибыль – не главное

Автономные некоммерческие организации (АНО) – сравнительно новый вид формы собственности.

Они появились в 1996 г. после принятия Государственной Думой закона о некоммерческих организациях. Потребительские кооперативы, общественные движения, ассоциации, товарищества собственников жилья, различные фонды, казачьи общества и прочие структуры, относящиеся к некоммерческим, существовали и до 1996 года. АНО пополнили этот список и сейчас в ГК РФ редакции 2020 г.

выделены отдельной строкой. Характерные особенности:

  1. отсутствие членства;
  2. сфера деятельности объединений — оказание услуг в области образования, культуры, искусства здравоохранения, развития физической культуры и спорта, по вопросам правовой поддержки. В их арсенале создание частных детских садов, учебных и оздоровительных учреждений, творческих кружков и спортивных секций.
  3. создателями структуры могут быть рядовые граждане (допускается и один учредитель) и юридические лица, объединившиеся на основе имущественных вкладов, сделанных на добровольных началах;

Требования и коды с расшифровкой общероссийского классификатора ОКГУ 2020 года Льготное налогообложение для некоммерческих структур способствует обеспечению доступных цен на качественные услуги, предоставляемые этими объединениями;

  1. в отличии от благотворительных фондов, оказывающих помощь нуждающимся в данный момент, создаваемые организации предлагают услуги (бесплатные или с серьезными скидками) на длительный срок.

    Например, такая форма применима для платных образовательных учреждений;

  2. основатели АНО не планируют получения прибыли от деятельности, созданной ими фирмы.

    Ее образование, как и выплата дивидендов, не предусматривается. Разрешена и предусмотрена предпринимательская деятельность.

Виды деятельности должны быть четко, в соответствии с ОКВЭД, сформулированы и записаны в Уставе. Закон подразумевает, что доходы от нее должны направляться для решения главной уставной цели.

Отступление от этих норм и нарушения видов предпринимательства может привести к проблемам, связанным со льготным налогообложением. Субсидиарная ответственность учредителей юридических лиц в 2020 году: базовые понятия, дополнительная ответственность

Оценка конкурентных преимуществ

На стадии планирования надо оценить уровень конкуренции, с которым придется столкнуться.

По возможности следует избегать видов услуг, которые будут втягивать организацию исключительно в ценовую конкуренцию.

Лучший вариант – отсутствие прямых конкурентов.

Но это возможно только при оригинальной идее.

Если без конкурентов не обойтись, в этом случае важно выделиться в ряду других и подчеркнуть свою особенность.

Лучшие ответы

Леонид Терешков: Здравствуйте, начну ответ с того, что не подлежит лицензированию. Лицензированию не подлежат: 1. разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, после которых не предполагается итоговая аттестация, а так же не выдаются документы об образовании и (или) квалификации; 2.

индивидуальная трудовая деятельность, включая профессиональную подготовку. Однако данная деятельность подлежит регистрации, так как сопровождается получением доходов и рассматривается как предпринимательская.

В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность у нас подпадает под лицензирование. Лицензирование осуществляет Рособрнадзор.

Образовательные лицензии выдаются ТОЛЬКО некоммерческим организациям и коммерческим ТОЛЬКО, в случае профессиональной подготовки сотрудников в образовательных подразделениях. Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время регламентировано следующими нормативно-правовыми актами: 1) Законом РФ от 10.07.1992 «Об образовании»(с изменениями) 2)Положением о лицензировании образовательной деятельности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г.

№ 796. 3)Федеральным законом РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» . Образовательная деятельность в Российской Федерации в первую очередь регулируется Законом «Об образовании» . Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и относятся к некоммерческим организациям.

Таковыми являются: — Автономная некоммерческая организация; — Частное учреждение.

Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей. ООО может оказывать дополнительные услуги, не подлежащие лицензированию: такие как: разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, после которых не предполагается итоговая аттестация, а так же не выдаются документы об образовании и (или) квалификации. Так что, если сфера деятельности вашей организации предполагает в основном образовательную деятельность с проведением аттестации по итогам обучения и выдачей соответствующих дипломов о подтверждении одном из вышеперечисленных образовательном уровне, то вы можете работать ТОЛЬКО как некоммерческая организация.

Если цели вашей деятельности в основном коммерческие, то есть направленные на получение прибыли, то вы можете оказывать дополнительные услуги, не требующие лицензирования — в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; (лекции, семинары, форумы и т. п.) . Еще советую посмотреть ФЗ «Правила оказания платных образовательных услуг».

p.s. т. е. если вы не будете давать сертификаты и данные семинары будут разовые, то Вам достаточно будет зарегистрироваться как ИП. Владимирович: но вы легко можете выдавать сертификаты типа «прослушал курс.», «участвовал в.», итпБолее того консультирование и чтение разовых лекций можно осуществлять и без регистрации какого либо ИП или юрлица… а вести их как физическое лицо. Но в любом случае, за полученные гонорары, в конце года сдавать налоговую декларацию и платить 13%-ый налог.

Платная деятельность некоммерческой организации

Налоговые и таможенные вести, N 44 от 1 ноября 2012 года На протяжении ряда лет у нас в республике дискутируется вопрос о предпринимательской деятельности, которой занимаются некоммерческие организации (НО). Одни специалисты говорят, что любая платная деятельность таких организаций – это предпринимательство.

Другие считают критерий платности недостаточным для отнесения услуг НО к бизнесу, особенно если они оказываются в рамках ее уставных целей. Между тем из ответа на вопрос

«Какая деятельность каких именно НО и при каких условиях является предпринимательской?»

вытекают те или иные серьезные правовые последствия.

Во-первых, – это наличие (или отсутствие) у некоммерческой организации обязанностей налогоплательщика по некоторым налогам. В соответствии с Налоговым кодексом НО не являются плательщиками основных налогов (НДС, налог на прибыль, имущество и др.), за исключением поступлений от предпринимательской деятельности (статьи 126, 197, 265).

Поэтому однозначность ответа на вопрос, что является предпринимательством в рамках НО, имеет важное значение для определения налогового статуса этих организаций. Во-вторых, – это объемы и периодичность отчетности. Если у НО не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика, то им не нужно и представлять налоговую отчетность.

Если у НО не возникает каких-либо обязанностей налогоплательщика, то им не нужно и представлять налоговую отчетность. Если же их считать субъектами предпринимательства, то в соответствии с действующим законодательством они должны сдавать отчетность как бизнес-структуры. Публикуя сегодня две статьи, отражающие противоположные точки зрения двух групп специалистов по данному вопросу, мы начинаем новую дискуссию, чтобы в споре выяснить истину.

ЭТО — НЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В правоприменительной практике любая платная деятельность некоммерческих организаций трактуется как предпринимательская. Образовательные услуги, которые оказывают дошкольные и другие негосударственные образовательные учреждения; платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний; платные услуги медицинских учреждений и т.п.

– все это рассматривается как предпринимательство. Представляется, что подобный подход не учитывает саму сущность некоммерческих организаций (НО), ставя знак равенства между платной и предпринимательской деятельностью.

Между тем деятельность коммерческих (предпринимательских) и некоммерческих организаций базируется на принципиально различных основах. Во-первых, целью предпринимательства является получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. Для ее достижения учредители создают хозяйствующие субъекты различных правовых форм (частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.), которые являются коммерческими организациями1.

В противоположность коммерческим некоммерческие организации не ставят основной целью своей деятельности извлечение прибыли2.Она в принципе не может быть таковой.

Целями их деятельности в соответствии с законодательством являются: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей;достижение социальных, культурных и образовательных целей; удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей; осуществление благотворительной деятельности; иные общественно полезные цели3. Во-вторых, предпринимательство является свободной, инициативной деятельностью, в рамках которой предприниматель может заниматься любым не запрещенным видом деятельности по собственному усмотрению4.

Не зря главный законодательный акт в сфере предпринимательства называется

«О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»

. Государство на конституционном уровне гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства5. Предпринимательская организация, учредители которой указали в уставе лишь основные виды деятельности, может заниматься и иной не зафиксированной в этом документе коммерческой деятельностью6.

Такой свободы выбора у некоммерческих организаций нет. Виды деятельности, которые они вправе осуществлять, должны соответствовать целям, предусмотренным их учредительными документами7.Инициативность, свободный выбор коммерческой активности – все это не для некоммерческих организаций.

Государство, ограничивая определенными рамками свободу экономической деятельности НО, обеспечивает дополнительные гарантии их некоммерческого характера. Третьим принципиальным различием предпринимательской структуры и некоммерческой организации является использование дохода (прибыли) от платной экономической деятельности.

Законодательство гарантирует предпринимателям свободное распоряжение доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей8. Так, заработанная частным предприятием или ООО прибыль может быть распределена между учредителями по их собственному решению.

Некоммерческиеорганизации такого права лишены. Они не вправе распределять полученные от платной деятельности доходы (прибыль) между ее участниками (членами)9, а могут использовать их только для выполнения уставных целей НО.

Отсюда следует однозначный вывод: возмездные услуги некоммерческих организаций, оказываемые в рамках их уставной деятельности, принципиально отличаются от платных услуг коммерческих организаций и носят непредпринимательский характер. За признанием оказания возмездных услуг, которые являются естественной составляющей уставной деятельности НО, непредпринимательской деятельностью следует еще один важный вывод о характере получаемых при этом доходов.

Поскольку действующее законодательство ограничивает использование доходов, получаемых некоммерческими организациями от возмездных услуг, их уставными целями, то эти суммы попадают под понятие «целевые средства» – они должны быть истрачены исключительно на те цели, ради которых и была создана НО. По сути, такие доходы носят тот же характер целевого финансирования, что и спонсорские и(или) членские взносы, гранты, благотворительная помощь и т.п.

Признание непредпринимательской природы основных услуг НО и, соответственно, доходов от них как целевых поступлений позволяет ввести специальный налоговый режим для некоммерческого сектора и привести национальное законодательство в соответствие с лучшей практикой международного опыта.

Действующее законодательство, предоставляя льготы отдельным видам деятельности некоммерческого сектора, в то же время недостаточно учитывает бесприбыльный характер некоммерческих организаций и их значимость для государства и общества. При этом сами льготы не образуют целостной системы, их применение часто связано с риском совершения налоговых ошибок.

По некоторым налогам льгот вообще нет. Сегодня, например, услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта облагаются налогами на прибыль и социальную инфраструктуру, обязательными платежами в различные фонды. Безвозмездное оказание этих услуг некоммерческим сектором освобождено от налогообложения, а вот при их реализации ниже себестоимости налоговая база определяется исходя из себестоимости услуг, что вряд ли стимулирует эти организации к установлению низких цен.
Безвозмездное оказание этих услуг некоммерческим сектором освобождено от налогообложения, а вот при их реализации ниже себестоимости налоговая база определяется исходя из себестоимости услуг, что вряд ли стимулирует эти организации к установлению низких цен.

Неясен вопрос и о том, могут ли НО платить налоги по упрощенной системе налогообложения.

С одной стороны, это им вроде выгодно – низкая ставка (6 %), минимальная отчетность и т.п.

С другой, как вообще некоммерческая организация может быть субъектом малого бизнеса? Но если и это запретить, то налоговые и иные издержки у НО существенно возрастут.

В силу заинтересованности общества и государства в деятельности некоммерческих организаций, особенно в социальной, здравоохранительной, образовательной и других подобных сферах, налоговое воздействие на некоммерческий сектор должно стимулировать его развитие, а не изымать средства в бюджет.

В связи с этим представляется целесообразным установить специальный налоговый режим для НО, который будет учитывать экономическую и организационную специфику некоммерческого сектора и благотворительности. Важной его составляющей должно стать полное освобождение от налогообложения платной деятельности, осуществляемой для реализации целей создания некоммерческой организации.

Так, проведение НО по развитию физкультуры и спорта платных физкультурных занятий, оказание НОУ платных образовательных услуг и т.п. не только приносит средства для финансирования некоммерческого сектора, но и непосредственно обеспечивает достижение целей организации.

Чем благоприятнее режим налогообложения такой деятельности, тем больше средств получает некоммерческая организация для ее расширения.

Оборотной стороной специального режима налогообложения некоммерческих организаций должно быть установление определенных ограничений их деятельности и более жесткого по сравнению с другими организациями режима контроля за ее осуществлением.

Это призвано гарантировать пресечение злоупотребления некоммерческим статусом, не допустить использования налоговых преимуществ вне связи с той общественно полезной деятельностью, для которой они предоставляются. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПЛАТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коммерческая организация Некоммерческая организация Цели деятельности Извлечение прибыли в интересах учредителей Достижение социальных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целей Накладываемые ограничения Любая свободная, инициативная деятельность, не запрещенная законом Деятельность должна соответствовать целям, предусмотренным учредительными документами Использование дохода (прибыли) Свободное распоряжение, в том числе распределение между учредителями Целевое использование для выполнения уставных целей; не подлежит распределению среди учредителей Характер деятельности Предпринимательская Непредпринимательская ———————————————- 1Статья 40 Гражданского кодекса.

2Статья 40 Гражданского кодекса, часть первая статьи 17 Налогового кодекса.

3Cтатья 2 Закона «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14.04.1999 г. N 763-I. 4Cтатьи 2, 8, 19 Закона

«О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»

в новой редакции от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328. 5Статьи 53, 54 Конституции Республики Узбекистан, статья 18 Закона о гарантиях свободы предпринимательства.

6Статья 19 Закона о гарантиях свободы предпринимательства.

7Статьи 30, 31 Закона о «О негосударственных некоммерческих организациях».

8Статья 8 Закона о гарантиях свободы предпринимательства. 9Часть первая статьи 17 Налогового кодекса. ЭТО — БИЗНЕС Мнение, что деятельность негосударственных некоммерческих организаций, приносящая им доход и носящая коммерческий характер, не является предпринимательской, – необоснованно.

Чтобы доказать это, определим критерии, позволяющие четко отделить коммерческую деятельность от некоммерческой. Предпринимательской является деятельность, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность1. Данное определение содержит два ключевых критерия, позволяющих квалифицировать деятельность в качестве коммерческой (предпринимательской):

  1. первый – это ожидание субъектом, ее осуществляющим, прямой экономической выгоды;
  2. второй – наличие у субъекта, ее осуществляющего, имущественной ответственности.

В соответствии с законодательством2:

  1. возмездность сделки указывает на возможность получения экономической выгоды от ее совершения;
  2. любая возмездная сделка предусматривает получение платы или иного встречного предоставления за исполнение принятых обязательств;
  3. любая сделка, осуществляемая на возмездной основе, предполагает имущественную ответственность заключивших ее субъектов.

Таким образом, по смыслу статьи 3 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» деятельность НО, осуществляемая на возмездной основе (направлена на получение экономических выгод), носит коммерческий характер и является предпринимательской.

При этом даже если в результате возмездной сделки сторона не получает фактического дохода3, это не влияет на квалификацию деятельности – она все равно является коммерческой (предпринимательской).

Осуществление НО коммерческой (предпринимательской) деятельности сопряжено для нее с некоторыми ограничениями:

  1. во-вторых, она может осуществляться только в пределах, соответствующих уставным целям НО, а не в свободном режиме, как это предусмотрено для коммерческих юридических лиц;
  2. в-третьих, доходы (прибыль), полученные от осуществления предпринимательской деятельности, должны использоваться НО только для выполнения ее уставных задач, а не для свободного распоряжения по усмотрению организации или ее участников (членов), как это установлено опять-таки для коммерческих юридических лиц и их учредителей (собственников).
  3. во-первых, она должна быть неосновной. Если НО осуществляет коммерческую деятельность как основную, то она уже не может иметь статус некоммерческой организации и должна преобразоваться в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных для коммерческих юридических лиц (ООО, АО, ЧП и т.д.);

Однако эти ограничения вовсе не являются критериями для отнесения предпринимательской деятельности к основной (некоммерческой) деятельности НО, а являются лишь специальными условиями ведения НО коммерческой (предпринимательской) деятельности. Платная деятельность не теряет качества предпринимательской из-за того, что полученная в ее результате прибыль расходуется на определенные цели. Направления расходования прибыли находятся вне понятия предпринимательской деятельности и потому не могут изменить каких-либо ее качеств.

При этом одна и та же деятельность может быть направлена одновременно и на достижение целей создания некоммерческой организации, и на извлечение прибыли. Например, некоммерческая организация, созданная в целях развития физкультуры и спорта, может осуществлять свою деятельность на платной, то есть на прибыльной, основе. В этом случае вся ее деятельность, являясь по сути предпринимательской, одновременно реализует и общественно полезную цель – развивает физическую культуру и спорт.

И цель извлечения прибыли, и общественно полезная цель находятся, по крайней мере, в равных пропорциях.

Целью производства товаров народного потребления можно тоже определить как общественно значимое удовлетворение нужд населения, повышение его благосостояния. Кто будет спорить? И тем не менее никто не сомневается, что это предпринимательская деятельность.

Что касается нормы, предусматривающей запрет негосударственным некоммерческим организациям распределять полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами), то это также является лишь спецификой статуса данного типа организаций, а вовсе не признаком некоммерческого характера деятельности, осуществляемой НО на условиях возмездности совершаемых сделок. Таким образом, подход к коммерческой (платной) деятельности НО как к непредпринимательской нельзя признать правомерным. Недопустимо признавать ту или иную деятельность непредпринимательской только в силу того, что она осуществляется НО.

Поддержка некоммерческих организаций должна осуществляться адекватными способами и мерами. Например, установлением налоговых льгот, а не сомнительных, с правовой точки зрения, трактовок их платных услуг. Безусловно, к оценке коммерческой (предпринимательской) деятельности тех НО, которые действительно осуществляют ее для выполнения уставных целей (а не пытаются путем подмены понятий «прикрыть» установленным законом статусом и законодательно определенными основными целями и задачами НО чисто предприниматель­ские цели), следует использовать иной подход, нежели к бизнес-субъектам.

Нельзя между ними «механически» проводить прямые параллели, как это делается сегодня. Все-таки главные цели создания тех и других коренным образом различаются. Необходимо: в первую очередь провести инвентаризацию нормативно-правовых положений; пересмотреть действующие нормы, в которых имеются противоречия и которые в ряде случаев не отвечают принципам права и нормам элементарной логики; специально урегулировать вопросы, связанные с порядком ведения НО коммерческой (предпринимательской) деятельности, налогообложения, представления отчетности.

Возьмем, к примеру, частные образовательные организации – детские сады, обучающие центры, курсы и т.д.

Оказываемые ими услуги являются платными, их деятельность, по сути, носит исключительно коммерческий (предпринимательский) характер. Однако в соответствии с действующим законодательством они должны иметь статус НО, поэтому их регистрируют как «негосударственные образовательные учреждения» (НОУ). Данная нелогичность обусловлена двумя причинами.

Во-первых, образовательная деятельность подлежит лицензированию (Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии4). Во-вторых, в лицензирующем органе убеждены, что такие структуры должны быть зарегистрированы исключительно в форме «учреждения», поскольку именно данное слово употреблено в Законе «Об образовании»5. При этом не принимается во внимание, что оно употреблено в контексте образовательного учреждения в целом как субъекта, осуществляющего образовательную деятельность, а не «учреждения» как организационно-правовой формы НО, предусмотренной статьей 76 Гражданского кодекса, статьей 13 Закона о ННО.

На практике, если заявитель будет иметь иную организационно-правовую форму, то ему будет отказано в лицензии.

Такой подход к трактовке понятия «образовательное учреждение» послужил основанием для включения в подзаконные акты специальных норм, определяющих, что негосударственные образовательные юридические лица должны иметь исключительно организационно-правовую форму учреждения6. Таким образом, коммерческие по своей сути организации, существующие практически только за счет оказываемых платных услуг, вынуждены функционировать в форме НО, что негативно сказывается на их деятельности.

Они не могут считаться субъектами малого бизнеса (так как формально являются некоммерческими), должны платить налоги как крупные предприятия и сдавать соответствующим образом отчеты. Поэтому целесообразным представляется дать возможность таким организациям создаваться в виде коммерческих субъектов и пользоваться всеми теми льготами и привилегиями, которые государство предоставляет малому и частному бизнесу. К сожалению, негосударственные образовательные учреждения сегодня этого права лишены.

От редакции. Практики знают, насколько часто сдача-прием отчетов, любая проверка деятельности НО сопровождается спорами на тему: а не было ли в том или ином мероприятии, конкретной акции НО признаков завуалированной коммерции? От того, к каким выводам придут проверяющие, зависит очень и очень много – под вопросом может оказаться и само дальнейшее существование организации.

А та нормативная основа, на которую пытаются опереться коллективы НО, отстаивая правомерность своих благих дел, сплошь и рядом оказывается шаткой. Опубликовав эти две статьи, редакция призывает специалистов-читателей к продолжению разговора, ответив на два вопроса: 1) какие проблемы возникали у вас в практике в связи с положениями законодательства, регулирующими сейчас отнесение той или иной деятельности НО к некоммерческой или коммерческой? 2) какие вы можете предложить варианты более четкого их отделения друг от друга, не оставляющего почвы для сомнений ни у самих субъектов такой деятельности, ни у контролирующих их организаций?

Ждем от вас откликов на сайте norma.uz. ————————————————— 1Статья 3 Закона о гарантиях свободы предпринимательства.

2Cтатьи 101, 102, глава 24 Гражданского кодекса. 3Согласно пункту 38.5 Концептуальной основы для подготовки и представления финансовой отчетности (утверждена МФ, зарегистрирована МЮ 14.08.1998 г.

N 475) доходы – это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде. 4Утвержден Постановлением Олий Мажлиса от 12.05.2001 г. N 222-II. 5От 29.08.1997 г. N 464-I.

6Пункт 5 Положения о негосударственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбеки­стан. Утверждено Постановлением КМ от 25.10.2007 г.

N 225.

Имеет ли право НКО оказывать гражданам платные образовательные услуги

В том случае, если предпринимательская деятельность некоммерческой организации требует получения специального разрешения на ее осуществление (лицензии), такое разрешение придется оформить в порядке, установленном законом, регулирующим работу в данной сфере. Может ли автономная некоммерческая организация «Спортивно-стрелковый клуб» осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация, самостоятельно, не создавая хозяйственные общества или участвуя в них? Второй способ – фонд пишет: «пожалуйста, пожертвуйте нам пять тысяч рублей», а коммерческая организация-жертвователь пишет в ответ: «мы согласны пожертвовать пять тысяч рублей на такие-то цели».

При условии наличия обеих документов это называется «обмен письмами».

— Как используется фондами договор оферты?

Необходимо учитывать, что образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию (п.

Так, заработанная частным предприятием или ООО прибыль может быть распределена между учредителями по их собственному решению.

И, хотя есть нечёткая грань между «предоставлением услуг в области образования» и «содействием образовательной деятельности», — в связи со всем вышеизложенным, считаю требование ФРС о перерегистрации ПН в АНО не вполне правомерным.

Отдельные виды деятельности, приносящей доход, если это указано в законе, могут осуществляться только при наличии лицензии и разрешения (например, ведение образовательной деятельности).