Когда считается сотрудник полиции при исполнении

«При исполнении ты полицейский, а не при исполнении – нет»


Адвокат пояснил, когда россияне вправе защищаться от блюстителей порядка. «Существенная грань – при исполнении служебных обязанностей находится полицейский или нет.

На отдыхе он, на посту, с семьей, куражится или едет со дня рождения», – заявил газете ВЗГЛЯД адвокат Игорь Трунов. Так он истолковал проект постановления Верховного суда о праве граждан на самозащиту от преступников-полицейских. В четверг достоянием гласности стал проект постановления пленума Верховного суда России, в котором подтверждается право граждан на применение активных мер защиты от преступных действий должностных лиц, в том числе полицейских.

В документе в то же время отмечается, что необходимой обороной не должна считаться защита от правомерных действий должностных лиц,

«даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой его причинения (применение в установленных законом случаях силы сотрудниками полиции при обеспечении общественного порядка)»

.В то же время замглавы МВД Игорь Зубов, выступая на заседании пленума Верховного суда, заявил, что акцент на праве граждан защищаться от незаконных действий представителей правоохранительных органов может спровоцировать рост сопротивления законным действиям и большое число исков в суды.

Напомним, тема стала особенно актуальной весной 2009 года – после того, как начальник столичного ОВД «Царицыно» майор Евсюков устроил бойню в обычном супермаркете. Тогдашний глава МВД Рашид Нургалиев напомнил гражданам о праве необходимой самообороны, которая позволяет им защищаться в случае любого незаконного нападения, в том числе и сотрудника милиции.

В ноябре 2009 года при посещении спортшколы на базе ОМОН «Зубр» в Подмосковье один из учеников спортшколы спросил Нургалиева: «Участились случаи нападения милиционеров на граждан. Не считаете ли вы, что надо забрать у милиционеров неприкосновенность?» «Ты имеешь в виду, может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?», – уточнил Нургалиев. После утвердительного ответа министр сказал: «Если идет нападение, должна быть необходимая самооборона.

Мы все равны, а граждане равны вдвойне». Отметим, что дискуссии по этому поводу разгорались и в других развитых странах. Так, на минувшей неделе в США скончался американец африканского происхождения Родни Кинг, который невольно стал символом сопротивления беззаконию, которое порой творят блюстители порядка.

Кинг стал известен после того, как был избит группой полицейских в 1991 году. Видеозапись инцидента, сделанная случайным свидетелем, попала на ТВ. Позже суд присяжных оправдал полицейских, что спровоцировало крупнейший негритянский бунт в новейшей истории США – погромы 1992 года в Лос-Анджелесе.

Повторный суд признал виновными двоих полицейских из четверых, проходивших по делу, и приговорил их к тюремным срокам, а Кинг получил компенсацию в почти 4 млн долларов. О том, где та грань, когда граждане вправе идти с кулаками на полицейских, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал адвокат Игорь Трунов, защищавший жертв Евсюкова. ВЗГЛЯД: Игорь Леонидович, как определять, законно тебя бьет полицейский или нет?

В какие моменты можно поднимать руку на сотрудника правоохранительных органов, а в какие – нет? Игорь Трунов: Существенная грань – при исполнении служебных обязанностей находится полицейский или нет.

На отдыхе он, на посту, с семьей, куражится или едет со дня рождения. Тот и другой – полицейский. Тот и другой, как правило, имеет оружие.

Старый закон не делал никакого различия.

И в новом законе оно достаточно слабое. Но, тем не менее, определенный прогресс есть.При исполнении ты полицейский, а не при исполнении – никакой ты не полицейский. Но желание всегда быть под щитом государства остается.

У нас достаточно много преступлений совершается ряжеными в полицейскую форму. То есть не поймешь, кто он: полицейский или нет. Сейчас техника позволяет сделать любой документ, который по первому взгляду не отличишь от подлинного. Это удостоверение, жетон, форма. Все это может быть преступным маскарадом.
Все это может быть преступным маскарадом.

В этой ситуации, если «сотрудник полиции» тебе говорит: «Снимай золотые часы, иначе я тебе башку отстрелю», можно отказаться. Раньше позволить такое себе было нельзя. Закон такой был: если говорят, то снимай, а потом иди разбирайся: был это преступник в форме или полицейский.

Всегда нужно понимать, о чем идет речь: когда предъявляются обоснованные требования от человека, который находится на службе, а когда – нет.

Но правовая грамотность хромает. Иногда гражданину может показаться, что требования могут быть незаконными, но закон он толком не знает – что можно требовать от полицейского, а что нельзя. Вот этой путаницы не должно быть. Когда Евсюков бегал по магазину, застрелил нескольких человек и продолжал стрелять – в той ситуации, конечно, старый закон не делал никакой разницы.
Когда Евсюков бегал по магазину, застрелил нескольких человек и продолжал стрелять – в той ситуации, конечно, старый закон не делал никакой разницы.

Поэтому, когда Евсюкова заперли во дворе в угол, шесть человек полицейских стреляли в него в упор, но ни один даже не задел.

Почему? Боялись все. Разницы, при исполнении ты или нет, не было никакой. Даже если полицейский попадает в полицейского, он несет очень серьезную ответственность, вплоть до высшей меры наказания.

А у обыкновенного гражданина, попавшегося ему под руку, тем более не поднялась бы рука выстрелить в полицейского. Теперь, когда полицейский совершает ярко выраженное преступление, я уверен, возможно применение самообороны, возможно применение огнестрельного оружия или каких-то предметов в качестве оружия, и это не может быть противоправным.

ВЗГЛЯД: Какие-то свежие примеры вы могли бы привести? И.Т.: К счастью, это редкое явление.

Но, тем не менее, оно есть. Больше примеров, когда ряженые преступники совершали преступление, и граждане сопротивлялись.

А свежих примеров, когда сотрудники полиции совершали нарушения, а граждане сопротивлялись, у меня, к счастью нет. Это из ряда вон выходящее явление, и оно не может быть в повседневной жизни. ВЗГЛЯД: Насколько сложно будет гражданину доказать в суде, что он был прав, сопротивляясь полицейскому? Удастся ли в ближайшее время снизить обвинительный уклон в работе наших судей, которые, как правило, встают на сторону сотрудников МВД, верят только их показаниям?
Удастся ли в ближайшее время снизить обвинительный уклон в работе наших судей, которые, как правило, встают на сторону сотрудников МВД, верят только их показаниям?

И.Т.: Я думаю, нет, не удастся.

Это огромная боль – говорить такие слова, но не удастся. Судебная система не меняется.

В судебной системе не ведется кадровая политика.

Законодательство позволяет повсеместную безнаказанность в правоохранительной системе, и судебной в том числе, потому что квалификационные комиссии не рассматривают никакие жалобы.

Мы в Москве видим скандалы, когда судью увольняют и оглашают, что на него написано 250 заявлений за последние два года.

250 заявлений о свершении преступлений написано, а его увольняют в почетную отставку с сохранением зарплаты.Ничего не меняется в части ответственности. А когда есть безнаказанность, есть определенное давление со стороны правоохранительных органов.

То есть, оперативно-розыскная деятельность – это такая функция, которая влияет на судебную систему не напрямую. Судья, как правило, день и ночь работает, но у него есть дети, внуки, родственники. Кто-то из них пьет, курит травку, кто-то ходит к проституткам.

И сотрудники полиции и иных правоохранительных органов это фиксируют и могут спекулировать этим. Этим могут давить, могут влиять на судебную систему.

Этот рычаг функционирует. И это в том числе основание, почему судьи несут в себе обвинительный уклон. Во-первых, это безнаказанность, судье рисковать нечем. Во-вторых, это подковерный, незаметный ни для кого рычаг влияния со стороны правоохранительных органов на судебную систему.

Из этого инструментария ничего не меняется. Поэтому наши разговоры в прессе и заявления публичных лиц о том, что это давно пора поменять, не меняя правовую базу, не меняя систему, они ни к чему не приведут.

Посягательство на жизнь сотрудника

правоохранительного органа – еще одно распространенное преступление, отличное от того, что рассматривалось ранее. Это статья 317 УК РФ и наказание по ней намного строже – это лишение свободы от 12 до 20 лет с ее ограничением до 2 лет или пожизненное лишение свободы.

Дают такой срок в случаях, когда злоумышленник мешает полицейскому осуществлять свою законную деятельность, направленную на защиту общества, посягая на его жизнь или жизнь его родственников и близких. Преступление квалифицируется по-другому, если произошло нападение на конвой полиции.

Применяемые статьи:

  • ч. 3 ст. 30 УК РФ;
  • ч. 4 ст. 226 УК РФ – если имело место хищение оружия, его комплектующих, боеприпасов во время конвоирования. Максимальный срок – от 8 до 15 лет лишения свободы со штрафом или ограничением свободы, либо без них.
  • ч. 3 ст. 313 УК РФ – если совершен побег во время конвоирования (лишение свободы на срок до 8 лет/принудительные работы до 5 лет);
  • ч.2 ст. 105 УК РФ (лишение свободы от 8 до 20 лет);

Возбудить дело могут и в отношении начальника конвоя по статье «Халатность» (293 УК РФ).

Глава 1. Общие положения

Статья 1.

Назначение полиции 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав. Статья 2. Основные направления деятельности полиции 1.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции 1.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел). 2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции. Статья 4. Организация полиции 1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции). 3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции.

Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Подведем итог

Нападение как на рядового гражданина, так и на сотрудника полиции — недопустимо.

Но если за драку с обычным человеком грозит административная или уголовная ответственность, то насилие над полицейским карается только по УК РФ.

Какую статью вменят нападавшему — 317 или 318 — зависит от тяжести содеянного. Простое нападение на сотрудника полиции подпадает под ст. 318 УК РФ, а вот посягательство на жизнь — под ст. 317 УК РФ. В любом случае виновного ждут тяжкие последствия, вплоть до пожизненного лишения свободы. Поэтому без поддержки уголовного адвоката в данном деле не обойтись.

Поэтому без поддержки уголовного адвоката в данном деле не обойтись. Источник: http://ugolovnichek.ru/napadenie/statya-318-uk-rf-otvetstvennost-za-napadenie-sotrudnika-politsii

Комментарий к Ст.

25 федерального закона «О полиции» в РФ

1.

Пункт п. 2 ч. 2 ст. 25 комментируемого Федерального закона О Полиции предусматривает возможность прикомандирования сотрудников полиции к государственным органам, а также к организациям.

Однако перечень организаций, не относящихся к государственным органам, в рассматриваемом Федеральном законе не приведен.

2. Сотрудники полиции одновременно являются должностными лицами органов внутренних дел. Поэтому следует иметь в виду, что согласно ст.

19 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перечень министерств, ведомств и организаций, к которым могут быть прикомандированы сотрудники органов внутренних дел, определяется министром внутренних дел Российской Федерации и утверждается Правительством РФ. 3. В настоящее время такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1994 г.

N 877. В данный перечень не входят профсоюзы работников полиции . ——————————— См.: О признании частично недействительным (незаконным) Приказа МВД России от 14 декабря 1999 г.

N 1038: решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г.

N ГКПИ 00-1195 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. 4. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел к представительным органам государственной власти и органам государственного управления определен в п.

п. 10.1 — 10.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

5. Лица рядового и начальствующего состава полиции для работы в качестве помощника по трудовому договору (контракту) прикомандировывают ‘f1я на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующему исполнительному органу государственной власти. При этом служба в органах внутренних дел для данных лиц приостанавливается (ч.

8 ст. 38 Федерального закона

«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

). 6. Сотрудники полиции могут быть в установленном порядке назначены представителями в иностранные государства (п. 10.8 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

7. В любом случае решение о прикомандировании должно приниматься с учетом желания сотрудников и интересов подразделений органов внутренних дел (п.

10.2 указанной Инструкции). 8. Исходя из ч. 3 комментируемой статьи 25 закона О Полиции все права, предоставленные полиции в целом, вправе реализовывать сотрудник полиции в пределах территории, обслуживаемой территориальным органом внутренних дел, в штате которого он служит. Таким образом, на обслуживаемой территории при наличии к тому повода и фактического основания (отсутствии обстоятельства, исключающего производство по делу) каждый сотрудник полиции обязан, к примеру, в соответствии с подведомственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела ().

Причем именно его подпись будет иметь юридическое значение.

Уголовное дело будет считаться возбужденным с момента подписания сотрудником полиции соответствующего постановления, а не с момента его утверждения начальником органа внутренних дел (начальником полиции).

Утверждение постановления руководителем — форма реализации за действиями (решениями) сотрудника полиции. 9. За пределами территории обслуживания органа внутренних дел, в котором служит сотрудник полиции, последний не только реализует права (обязанности) полиции в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ, но и действует в соответствии с и .

10. Порядок ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определен Инструкцией о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение, утвержденной Приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. N 938 , Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718

«О награждении оружием граждан Российской Федерации»

и другими нормативными правовыми актами.

——————————— См.: Бюллетень текущего законодательства. МВД России. Вып. 5. Ч. 2. М., 1993. См.: Собр. законодательства РФ.

2005. N 50. Ст. 5304. 11. Постоянное хранение и ношение боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками полиции допускается с разрешения начальника главного управления и управления МВД России, министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД (ОВД) УРО, образовательного или научно-исследовательского учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел, командира (начальника) подразделения при органе внутренних дел. 12. К боевому огнестрельному оружию, выдаваемому для постоянного хранения и ношения сотрудникам полиции, относятся 9-мм пистолет Макарова (ПМ), 5,45-мм пистолет ПСМ. В исключительных случаях на период осложнения оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам полиции могут выдаваться автоматы или пистолеты-пулеметы.

13. Иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящие на вооружении в органах внутренних дел Российской Федерации, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения оперативно-служебных задач. 14. К специальным средствам, выдаваемым для постоянного хранения и ношения сотрудникам полиции, относится имеющийся на вооружении в системе Министерства внутренних дел РФ слезоточивый газ в аэрозольной упаковке. 15. Одновременно с выдачей боевого огнестрельного оружия и специальных средств сотруднику полиции выдается соответствующее снаряжение для их открытого и скрытого ношения, а также принадлежности по уходу за материальной частью.

Ношение боевого огнестрельного оружия без использования соответствующего снаряжения (кобуры, ремня, револьверного шнура) запрещено. 16. Сотрудник полиции, получивший боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства для постоянного хранения и ношения, обязан обеспечить сохранность боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств, постоянно поддерживать их в технически исправном состоянии. 17. На службе выданные сотруднику полиции боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства находятся при нем.

При ношении боевое огнестрельное оружие должно быть закреплено пистолетным (револьверным) шнуром. 18. В местах постоянного проживания сотрудника полиции боевое огнестрельное оружие, боеприпасы и специальные средства могут храниться лишь при наличии прочного металлического ящика с внутренним замком, прикрепленного к стене или полу. К огнестрельному оружию, боеприпасам, специальным средствам не должны иметь доступ посторонние лица и дети.

19. Одетые в гражданскую одежду сотрудники полиции носить огнестрельное боевое оружие, боеприпасы и специальные средства обязаны только скрытно, исключая возможность их хищения. 20. Демонстрация сотрудником полиции боевого огнестрельного оружия, боеприпасов и специальных средств окружающим (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством), а также передача их другим лицам запрещаются.

21. При необходимости выезда сотрудника полиции в командировку с боевым огнестрельным оружием, боеприпасами и специальными средствами об этом делается отметка в командировочном удостоверении с указанием вида огнестрельного оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия средств, а запись скрепляется печатью органа (подразделения) внутренних дел, воинской части. 22. При отсутствии возможностей надежной сохранности боевого оружия и боеприпасов по месту временного проживания командированные сотрудники полиции должны сдать их в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел. 23. Сотрудники полиции, награжденные именным боевым огнестрельным оружием, регистрируют его в органе внутренних дел по месту жительства в установленном порядке.

24. О . 25. См. содержание и комментарий к ст. ст. 12 — 13, 26 — 28, 35, 41 настоящего Федерального закона.

Предписания

Сотрудники полиции обязаны исполнять свои обязанности не только в рабочее время, но и в выходные, праздничные дни и даже в отпуске, если того требует служебная необходимость.

Каждый полицейский должен:

  • Оказывать помощь людям, ставшим жертвой преступления или пострадавшим в результате несчастного случая.
  • Предпринимать все возможные меры для прекращения неправомерного поведения, нарушающего законы РФ. В случае необходимости сотрудник полиции, даже будучи не при исполнении, имеет право задержать лицо, переступившее черту закона, и удерживать его до прибытия своих коллег для дальнейшего разбирательства. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его права и причину ограничения свободы.

Что считается нападением на полицейского при исполнении?

В ч.3 ст. 68 ФЗ № 342 «О службе в органах МВД» описаны ситуации, при которых сотрудник полиции находится при исполнении:

  1. нахождении на внутренних соревнованиях и сборах;
  2. при совершении действий, направленных на защиту государственных интересов;
  3. при пресечении и предупреждении возможного правонарушения;
  4. оказание помощи гражданам, находящимся в опасной ситуации;
  5. при удержании полицейского в качестве заложника.
  6. при прохождении сотрудником лечения в медицинских учреждениях;
  7. в процессе следования полицейского к месту службы;

Во всех перечисленных ситуациях – полицейский находится при исполнении.

При этом, не имеет значения наличие у него форменной одежды или удостоверения.Действия, расцениваемые как нападение:

  1. Причинение побоев любой степени тяжести;
  2. Нанесение урона с использованием вспомогательных средств;
  3. Физический контакт, мешающий полицейскому исполнять его обязанности;
  4. Попытка завладеть табельным оружием;
  5. Незавершенные действия, носившие явный угрожающий характер.

Может ли сотрудник полиции, не выполняющий служебных обязанностей, пройти мимо совершаемого на его глазах правонарушения или человека в беспомощном состоянии?

Трудовое законодательство исходит из того, что работник, не привлеченный в установленном порядке к сверхурочной работе, по окончании рабочего дня (смены) и в другие периоды отдыха свободен от выполнения трудовых обязанностей. Однако в отношении сотрудников полиции такое правило не может быть применено в полном объеме, поскольку иное угрожает охраняемым законом интересам. В подобной ситуации не только моральный долг не позволит сотруднику бездействовать, но и Закон обязывает его пресечь правонарушение и спасти пострадавшего.

Так, согласно части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан: 1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; 2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

При указанных обстоятельствах, в силу п.

1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона

«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, сотрудник считается выполняющим служебные обязанности: на него распространяются требования о соблюдении служебной дисциплины и страховые гарантии. Судебная практика подтверждает приведенную позицию: апелляционным определением Челябинского областного суда от 16.04.2015 по делу № 11-4116/2015 признан неправомерным отказ сотрудника полиции от передачи в дежурную часть поступившего от гражданина сообщения об административном правонарушении по мотиву отсутствия полномочия; апелляционным определением Саратовского областного суда от 14.05.2015 по делу № 33-2618 неоказание сотрудником полиции первой помощи гражданину, пострадавшему от асфиксии, признано грубым нарушением служебной дисциплины. Таким образом, гражданин, пострадавший от правонарушения, или очевидец вправе рассчитывать на содействие находящегося рядом сотрудника полиции, даже если он в данный момент свободен от исполнения служебных обязанностей.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила), ссылаясь на его противоречие ив целом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции), , и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Федеральный от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание ( и ), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий , воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции , стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами .

Кроме того, в данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. » Федерального закона «О полиции».».5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

«Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным «

О полиции».».

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов — одна из основных обязанностей государственного служащего (, Федерального закона

«О государственной гражданской службе в Российской Федерации»

, статья 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции», Федерального закона «О полиции»), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

Федерального закона «О полиции».Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным «О полиции» .

2.1. Федеральный от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности , возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (, , и ), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации .

Гражданин, пройдемте

Российские правозащитники напечатали памятку, в которой подробно объясняются права граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств были вынуждены общаться с сотрудниками МВД. Нет. В соответствие с ч. 2 ст.

13 Закона РФ «О полиции» такое право возникает у полицейского только если: В соответствие с ч.

4 ст. 14 ФЗ «О полиции» к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше: Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: Да, и не просто назвать свои должность, звание, фамилию, но также внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (ч. 5 ст. 5 ФЗ -3). Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации? Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19). Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч.