§ 1. Социальные нормы


 1. Прочитайте предложение о социальных нормах и выполните задание.

Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли. Если бы исчезли социальные нормы, то люди относились друг к другу безответственно, то есть не соблюдая правил.

Люди унижали бы друг друга, младшие грубили старшим, в общем было бы полное безобразие и беспорядок. Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения. Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе.

В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

2. Установите соответствие между названиями социальных норм и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Обычай – 5) Правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного применения Б) Обряд – 4) Совокупность действий, которые сопровождают обычаи или традиции B) Традиция — 3) Социальное и культурное наследие, кото¬рое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени Г) Правовые нормы — 7) Обязательные для всех правила поведе¬ния, закреплённые в законах и охраняемые силой государства Д) Религиозные нормы — 6) Нормы, которые регулируют поведение верующих людей Е) Моральные нормы — 1) Правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя, в основе которых лежат представления о добре и зле Ё) Манеры — 2) Внешние формы поведения человека, основанные на привычках 3.

Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры. При входе в православный храм верующие крестятся; женщины покрывают голову платком – Религиозные нормы.

На свадьбе невеста бросает в толпу гостей свой букет и каждая незамужняя девушка старается его поймать – обряд.

Человек, которому доверили личную тайну, не должен её рассказывать другим – Моральные нормы. Совершая поездку в автобусе или троллейбусе, необходимо оплатить проезд – Правовые нормы.

4. Проведите небольшое исследование.

Вспомните и перечислите, какие социальные нормы вы выполняли в течение дня. А были нормы, которые вы нарушили? Какие выводы по результатам исследования вы можете сделать?

Выполнил: правовые нормы (посещение школы, проезд на транспорте, покупка в магазине), манеры и моральные нормы (поведение и общение в обществе), обычаи (уважение к старшим).

Нарушил: правовые нормы (переход на красный свет светофора).

Выводы: социальные нормы составляют неотъемлемую часть поведения каждого члена общества.

Каждое наше действие соответствует тем или иным социальным нормам.

В течение дня я помогла подруге объяснила тему, которую она не поняла. Я покормила бездомного котёнка. Помогла перейти дорогу пожилому человек. Уступила место в автобусе бабушке. Не было норм, которые я нарушала. Вывод: не надо нарушать социальные нормы регулирующие человеческое поведение. 5. Даём полезные советы. Семиклассник Антон привык очень громко разговаривать и размахивать руками во время беседы.

5. Даём полезные советы. Семиклассник Антон привык очень громко разговаривать и размахивать руками во время беседы. Некоторые ребята из класса перестали общаться с Антоном, потому что их раздражают его манеры. Составьте список полезных советов, которые помогут человеку избавиться от плохих манер.

Чтобы научиться хорошим манерам, постарайтесь спокойно воспринимать все, что происходит с вами и вокруг вас. Спокойствие, рассудительность, неторопливость нужны для того, чтобы не принимать скоропалительных необдуманных решений.

Необходимо изменить манеру поведения, а это дается очень нелегко.

Спокойствие даст вам маленькую паузу, так необходимую для того, чтобы не совершать опрометчивых поступков.

Обращайте внимание на то, как ведут себя культурные люди в разных житейских ситуациях и перенимайте принципы их поведения.

Учитесь везде, где можно, при этом старайтесь вести себя скромно и терпеливо. Привыкайте не спорить в тех случаях, когда спор не имеет принципиального значения.

Если раньше вы привыкли быть на первых ролях, то теперь учитесь не хвастаться своими умениями и знаниями.

Именно скромность и вежливость помогут вам заслужить уважение ваших друзей и близких. 6. Познакомьтесь с ситуациями и определите, какие социальные нормы были нарушены в каждом случае.

Объясните, почему вы так считаете.

На торжественный официальный приём в посольство молодой человек пришёл в джинсах и футболке.

– Нормы этикета. Приятель, имеющий автомобиль, пообещал своим друзьям — молодой семье — помочь перевезти вещи.

Однако не только не помог, но и не предупредил, что не приедет.

– Нормы морали. Молодой человек превысил максимально допустимую скорость на шоссе, и его машина чуть не врезалась в столб.

– Правила дорожного движения. Правовые нормы. 7. Заполните таблицу «Виды социальных санкций». Выделяют следующие типы социальных санкций: формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления); неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств; формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь; неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

8. Работаем с историческими фактами. Прочитайте материал о некоторых социальных нормах Древней Руси и выполните задания. • Одним из наиболее почитаемых праздников у славян был праздник Ивана Купалы.

В этот день самых красивых девушек обвивали зелёными ветками и поливали водой. Считалось, что это призывает на землю дождь.

• По закону Ярослава Мудрого Русская Правда свободный человек мог безнаказанно убить холопа за нанесённую ему обиду. • Разводы происходили крайне редко, считалось, что надо сохранять брак.

А. Перечислите виды социальных норм, о которых говорится выше. Традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни.

Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов. Б. Объясните, какие ценности общества проявились в этих нормах. Справедливость, сохранение традиций, верность, воздание, праздность.

В. Почему социальные нормы с развитием общества меняются: одни исчезают, другие появляются? Потому что нормы зависят от общества, а общество от отдельных личностей.

При такой взаимосвязи человек, который рождается стремится изменить что-то в этом мире. И это многим удается. Поэтому некоторые нормы исчезают. Г. Как вы думаете, существуют ли социальные нормы, которые являются неизменными?

Аргументируйте своё мнение. Да, некоторые традиции и обычаи существуют долгое время и не изменялись на протяжении многих веков.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака.

Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения.

В самой распространенной религии — христианстве — без венчания и создания семьи невозможно рождение детей.

Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали.

Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Специфика семьи и брака

Семья и семейные отношения (брак) являются не только универсальным способом, направленным на организацию социальных связей и взаимодействий: она также является особой сферой жизни и деятельности действующих индивидов и социальной группы, сферой их культуры и социализации.

В этом смысле семья выступает в качестве совокупного субъекта деятельности: она сама дает толчок к развитию, и становится той сферой, где это развитие происходит.

Деятельность совокупного субъекта (семьи) является интегративным результатом взаимодействия всех составляющих субъектов (супругов, детей, близких и дальних родственников). Конечно, иногда человек проживает один и называет самого себя «своей семьей», но это неверное мнение. Семьей может быть общность, состоящая из двух или более индивидов, которые объединены общими целями, интересами, эмоциями и желаниями.
Семьей может быть общность, состоящая из двух или более индивидов, которые объединены общими целями, интересами, эмоциями и желаниями.

Цели и действия семья являются отражением коллективного сознания ее членов, что является очень специфической чертой. она также присуща таким институтам, как религия, государство, а также таким сферам, как, например, трудовой коллектив.

В них всех действует принцип общности цели, а также нацеленность на единый, положительный результат.Таким образом, семья также нуждается в регулирующих правилах и нормах, которые будут определять верность действий, а также эффективность выполнения ключевых функций семьи: репродуктивная, воспитательная и экономическая.

На каждом этапе семья использует как строго санкционируемые (формальные) нормы, так и неформальные.

К ним относятся семейные традиции и обычаи – памятная семейная дата, дни рождения членов семьи, годовщины.

Благодаря этим нормам сохраняются особые черты каждой конкретной семьи, что отличает ее от остальных.

Есть и общепринятые нормы, которые касаются воспитания детей, их обучения, празднования ключевых праздников (Новый год, День Победы, иные религиозные праздники в зависимости от мировоззрения и вероисповедания семьи и ее членов). Замечание 1 Итак, семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится семейная жизнь людей.

При этом исследователи отмечают, что официальная фиксация брака в данном случае является необязательным условием. Отсутствие норм ведет за собой хаос, непонимание, конфликтные ситуации, что является угрозой для психического и физического здоровья членов семьи.

В таких семьях царит нездоровая атмосфера, что сказывается не только на взрослых, но в особенности на подростках, которые вырастают с серьезными нарушениями и отклонениями в поведении.

One more step

Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению.

А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие.

Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ. Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания.

Посмотрите на Сингапур. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

Основные виды социальных норм: 1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК). 2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.

Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

3. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов.Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой. Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы.

То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм.

Видеолекции по обществознанию на канале Youtube

На сайте вы можете почитать , посмотреть , изучить .

Хотите посмотреть обществоведческие термины? Добро пожаловать в раздел сайта «». Просто нажмите на ссылку, выделенную синим цветом!

А если вам нужна помощь, или у вас есть интересные мысли, то загляните на . Вот какие темы там сейчас популярны: — эта тема обсуждается в форуме — эта тема обсуждается в форуме

Часть 1

1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?

1) требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку 2) рукопожатие при встрече мужчин 3) предписание правил дорожного движения 4) предписание для мужчины пропустить женщину вперёд 2. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?

1) регулируют экономические отношения 2) объединяют людей 3) способствуют развитию науки 4) облегчают принятие политических решений 3. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они 1) обеспечиваются силой привычки 2) являются желательными образцами поведения 3) чётко зафиксированы в письменной форме 4) выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения 4.

К экономическим правам человека относится право на 1) владение имуществом 2) отдых 3) неприкосновенность личности 4) доступ к культурным ценностям 5. В юридической науке под свободой понимают 1) вседозволенность 2) возможность делать всё, что угодно 3) возможность делать то, что не запрещено законом 4) возможность не обращать внимания на социальные нормы 6.

В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы 1) по контракту 2) по желанию 3) добровольно 4) по трудовому договору 7. В отличие от норм морали, нормы права 1) являются обязательными для исполнения 2) носят рекомендательный характер 3) регулируют поведение людей 4) обращены ко всему обществу 8.

Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы 1) моральные 2) религиозные 3) правовые 4) эстетические 9.

Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей. Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10.

Какую функцию выполняют традиции в обществе?

1) регулируют экономические отношения 2) регулируют поведение людей 3) способствуют развитию науки 4) облегчают принятие политических решений 11. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 1) регулируют поведение людей в обществе 2) отличаются особой неизменностью своих правил 3) складываются по мере развития общества 4) передаются от поколения к поколению Черты сходства Черты различия 12.

Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам. 1) мужчина уступил место в транспорте женщине; 2) в Уголовный кодекс внесли новую статью; 3) опоздание на встречу друзей; 4) друзья обмениваются рукопожатием при встрече; 5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г.

Т. Бокля (1821—1862):

«Общество готовит преступление, преступник совершает его»

?

Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет. Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639—1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»?

Аргументируйте свой ответ. Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться. Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия.

Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, — тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки.

И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой.

Главное — неотвратимость наказания.

Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы?

Свой ответ аргументируйте. Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к.

преступник осознает, что его найдут и накажут.

Классификация социальных норм.

Социальные санкции

22 социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидании соотвествующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствать и делать в конкретных ситуациях.

Они различаются масштабом. Первый тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в 1927 — 1932 годах, проводивший знаменитые Хоторнские экспери­менты, обнаружил нормы, которые применяли по отноше­нию к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи: · не держись со «своими» официально, · не говори начальству то, что может навредить членам группы, · не общайся с начальством чаще, чем со «своими», · не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи. Второй тип — это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом.

Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения.

Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи.

Есть общенациональ­ные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости оттого, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

· За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. · За нарушение других норм жесткие санкции — тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние. В других ситуациях санкции более ощутимы.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги — пятикратным штрафом.

В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.

э. и советские партийные органы в XX веке. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего — при­вычек.

Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые це­нятся очень высоко и за нарушение которых следуют стро­гие санкции.

В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста­вить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название нефор­мальных групповых норм.

Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контро­лирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции.

Они: · регулируют общий ход социализации, · интегрируют индивидов в группы, а группы — в об­щество, · контролируют отклоняющееся поведение, · служат образцами, эталонами поведения. Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве. Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения.

Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу — полевой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие.

При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе.

Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, опенку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: · как стандарты поведения (обязанности, правила) или · как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляетсобой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения.

Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах.

Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во. Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы — стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества и забота о ней — его первейшая обязанность.

Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается.

Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи — основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи.

Не возникает спо­ров о том, кто первый — муж или жена.

В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи.

В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Социальные санкции санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции — разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятым,потому что внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм — цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные.

Они дают четыре типа санкций: формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительст­ва, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалован­ные титулы, ученые степени и звания, сооружение памят­ника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви. неформальные негативные санкции (Н—) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системесоциального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.

Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля. Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует.
Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует.

Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера.

Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе.

Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

самоконтроль называют еще внутренним контролем: ин­дивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласо­вывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины.

В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявле­ние внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания или бессознательного, состоящая из сти­хийных импульсов.

Самоконтроль означает сдерживание при­родной стихии, он основывается на волевом усилии. Трансформации экономики на постсоветском пространстве сопровождалась значительным спадом производства и потребления. Особенно это отразилось в социальной сфере: уровень жизни населения и его социальная защищенность резко снизились.

При разработке экономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика не называлась в качесте очевидной цели реформ. Роль социальной сферы была осознана после финансового кризиса 1998 года. Беларусь избежала социальных потрясений благодаря эволюционному переходу к экономическим реформам.

Однако результатом явилось сокращение сбережений, что стало сдерживающим фактором экономического роста.

В 2000 году в нашей стране 35,7% белорусских семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи. Потребовалось введение пособий для безработных и бедных. Это привело к росту социальной доли ВВП.

В 1999 году валовые расходы на социальные программы и субсидии превысили треть ВВП республики, что потребовало высоких налогов и социальных выплат и стоало сдерживающим фактором экономического роста. Назревшие решения в сфере социальной политики принимаются со значительной временной задержкой. Первой попыткой ввести определенность в ранее выданные обязательства государства и одновременно сохранить минимальный уровень государственного социального обеспечения были государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

Закон о ГМСС был принят в 1999 году. Но только в 2003 году были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров по внедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цель стандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и таки образом соблюсти конституционные гарантии.

Большинство норм и нормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствами государства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальные гарантии социальной защищенности населения.

В перспективе государственное социальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта, ориентированного на малообеспеченную часть населения. Активное реформирование социальной политики началось после 2000 года.

Основными направлениями реформирования стали: поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании. В 2007 году был принят законопроект о ликвидации льгот.

В Беларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовались более 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане. В декабре 2009 года, несмотря на негативное общественное восприятие законопроекта, он вступил в силу.

Однако государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси.

С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки.

Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза.

Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году.

Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах.

Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости.

Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси.

Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента.

Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы. Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения.

Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны.

С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов.

За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ. В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания.

В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек. Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь.

В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе.

При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Таким образом, в социальной политике Беларуси можно выделить следующие изменения: · Распределение социальной составляющей между основными экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением. · Поддержание минимальной дифференциации доходов между работниками различных отраслей экономики; · Введение института негосударственных платных услуг в социальной сфере; · Отказ от льгот и переход к адресному назначению социальной помощи через систему государственных минимальных социальных стандартов.

29. Структура и содержание социальной политики. Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

u Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом. u Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации.

Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. u Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.

Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики: – стимулирующую, т.е. стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. — стабилизирующую — достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп.

Социальная политика базируется на ряде принципов. u Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). u Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.

Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. u Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни. u Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный. u Государственная социальнаяполитика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой.

На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

u Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера.

На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Содержание социальной политики настолько широко, что позволяет говорить о различных типах структуры, или различных ее структурах, в зависимости от целей их анализа и аспекта рассмотрения. Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, о региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или о социальной политике на муниципальном уровне?

Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается? Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно иметь 1 виду, что современное государственное устройство Российской Федерации является становящейся системой, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре.

Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и реализацию социальной политики на каждом указанных уровней. Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других уровнях.

Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов.

На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных «ниже» органов управления и самоуправления. Социальный характер России, как сказано в Конституции, находит выражение в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст.

39 Конституции:

«Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»

. Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту1.

В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия и т.

д. 22 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.: Основных причин три.

1 вариант

1.

Основное назначение социальных норм заключается в 1) регулировании общественных отношений 2) установлении ответственности перед обществом 3) борьбе с преступностью 4) установлении справедливости 2. Выберите наиболее полное определение социальной нормы.

Социальная норм а — это 1) взаимодействие между членами общества 2) правило, установленное в обществе для регулирования поведения всех членов общества 3) традиция, которую соблюдают члены общества 4) разрешенное государством поведение 3. Какое положение из перечисленных служит примером социальной нормы? 1) Закон об охране прав потребителя 2) записка приятелю с просьбой 3) проезд в общественном транспорте по билету 4) отношения между руководителем и подчиненным 4.

К социальным нормам относится(-ятся) 1) разработка реформы образования 2) требования о повышении заработной платы 3) договоренность о встрече в 18 часов 4) традиция встречи Нового года 5. Найдите пример, иллюстрирующий применение социальной нормы. 1) Инспектор ГИБДД дал указания участникам дорожного движения.

2) Мама приготовила утром завтрак. 3) Семиклассники посетили музей. 4) Сергей ездит в школу на автобусе.

6. Выберите корректное окончание предложения. На основании социальных норм общество 1) оценивает поведение людей 2) устанавливает плату за проезд в общественном транспорте 3) совершенствует культуру 4) развивает экономику 7.

К видам социальных норм относятся 1) общественно-политические движения 2) правила этикета 3) собрания и митинги 4) пресса и радио 8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы регулируют поведение людей.

Б. Социальные нормы всегда исполняются людьми. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Верны ли следующие суждения о морали и совести?

А. Мораль передается из поколения в поколение. Б. Совесть человека — его главный внутренний моральный регулятор.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10.

Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. При неисполнении правовых норм человек подвергается общественному осуждению.

Б. При неисполнении правовых норм человек подвергается преследованию со стороны государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Функции социальных норм

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе — свои социальные нормы.

Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств.

К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний.

Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире. Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе.

К функциям социальных норм относятся:

  • Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  • Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.
  • Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;

в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля.