21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности


М/н организации являются субъектами МП (ст.3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и м/ни организациями 1986) (государства наделяют их соответствующими правами и обязанностями, четко определенными в учредительных актах). М/н правосубъектность м/н организации (проявляется в ее правовом положении, в объеме прав и обязанностей, которыми государства наделяют ее и в зависимости от характера которых она в дальнейшем может (не может) приобретать другие права и обязанности). Учредительные акты м/н организаций регулируют отношения между ними и их государствами — членами (межгосударственные по характеру отношения) (в них регламентированы вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение м/н договоров и другие нормы). Учредительные акты многих м/н организаций содержат положения об их правосубъектности (Устав Евросоюза, Устав африканского банка развития).

Отсутствие в учредительном документе м/н организации положений о ее правосубъектности не означает, что она не является субъектом МП (Лига Наций; ООН). Правомочия м/н организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами МП (различный объем специальной правосубъектности).

Выделяют следующие виды м/н организаций: 1) м/н межправительственные организации — организации, созданные первичными субъектами м/н права (ООН, Совет Европы, ЕС, СНГ и другие); 2) неправительственные м/н организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, Amnesty International, М/н комитет Красного Креста. Их особенность заключается в том, что, как правило, они учреждаются ю/л и ф/л (группами лиц) и являются общественными объединениями, осложненными иностранным элементом.

Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгос. организаций, не являются м/н договорами, и, следовательно, подобные м/н организации не рассматриваются в качестве субъектов м/н права, несмотря на зачастую серьезное влияние на м/н правопорядок. Так, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправит.

организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Однако не соблюдено основное требование к субъекту м/н правоотношений — неправит. организации не вправе создавать нормы м/н права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами м/н правосубъектности.

организации не вправе создавать нормы м/н права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами м/н правосубъектности. Характеристика М/н межправительственных организаций: • не обладают суверенитетом, • не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства; • создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с м/н правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов м/н организаций действует Венская конвенция о праве м/н договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, принципы ее деятельности, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е.

она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все м/н организации обязаны выполнять основные принципы м/н права, а деятельность региональных м/н организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН. Основные права м/н организаций следующие: • право участвовать в создании международно-правовых норм; • право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения; • право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам; • право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Стр 11 из 62 Соседние файлы в предмете

  1. 16.03.201818.29 Кб
  2. 16.03.2018190.01 Кб
  3. 16.03.201827.63 Кб
  4. 16.03.201820.74 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Шпаргалка: Государства — основные субъекты международного права

Государства — основные субъекты международного права.

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъект­ность — юридическая способность лица быть субъектом МП. Обладают – дееспособностью. Основным субъектом МПП является государство.

Государство имеет: суверенную власть, население, определенную терри­торию. Основополагающей чертой государства является его суверенитет — верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах.

Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене.

Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов МПП — принципа суверенного равенства.

Основные права и обязанности государства.

Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств. Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в дела других государств.

Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать. Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов. Юрисдикция государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции.

Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия.

По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия — территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти — законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распор законными средствами. Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.
Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний. В силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории.

В силу личного верховенства — ограниченную юрисдикцию в отношении своих граждан за рубежом.

Иммунитет государства. Юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных МП. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства.

Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного государства и его собственность. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета.

Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти.

Существенное значение имеет содержание понятия “государство” в плане иммунитета, от него зависит круг органов и лиц, пользующихся иммунитетом. Так, например, в решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г.

говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, “действует ли иностранное государство в порядке осуществле­ния своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права”.1 С точки зрения международной правосубъектности государств важен во­прос об их территориальном устройстве. Государства по этому критерию делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство считается субъектом МПП в целом. Такого рода государства могут предоставлять своим частям некоторую долю автономии в международных контактов (например, в развитии связей между городами-побра­тимами, между органами самоуправления и т.д.).

Сложные государства могут существовать в форме федераций или уний. Федерация — государственное объединение территориальных единиц, пользую­щихся политико-правовой самостоятельностью.

Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в пер­вую очередь конституцией. В качестве субъектов международного права члены федерации могут выступать только в том случае, если законодательство признает за ними такое качество (право от собственного имени заключать меж­дународные договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.). В большинстве своем члены федераций не выступают самостоятельно на внеш­ней арене, что отразилось в Межамериканской конвенции о правах и обязанно­стях государств 1933 г.: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом”.

В то же время существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним отно­сятся ФРГ, Швейцария, Австрия. К сложным государствам относят также унии.

К сложным государствам относят также унии. Реальная уния — это резуль­тат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся госу­дарства вместе со своим суверенитетом теряют и международную правосубъект­ность.

Один из примеров реальной унии — сирийско-египетская уния 50-х гг. По мере развития реальная уния может быть как унитарным, так и федеративным государством.

Личная уния — не сложное государство, а союз двух и более госу­дарств под властью одного монарха. При этом сохраняется правосубъктность каждого из участников личной унии.

Конфедерация — международно-правовое объединение государств, предпо­лагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполити­ческой и военной областях.

Классическая конфедерация не является субъектом международного права.

Международной правосубъектность обладают ее члены.

История показала, что конфедерация, как правило, сравнительно недолговечная или переходная модель международно-правового образования. Она или распа­дается или постепенно трансформируется в федерацию с единой международной правосубъектностью, примером чего могут служить США 1776-1787 гг., Германия 1815-1866, Швейцария 1818-1848 гг. Как субъект МПП государство обладает следующими правами : * право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ­ным правом иммунитетов; * равноправие с другими государствами; * право на коллективную и индивидуальную самооборону против воору­женного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся: * воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств; * воздерживаться от разжигания междоусобица на территории другого го­сударства; * уважать права человека; * устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру; * решать все свои споры с другими субъектами МПП только мирными средствами; * воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори­альной целостности и политической независимости или иным образом, несовмес­тимым с МПП; * воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры пред­упреждения или принуждения; * воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы; * добросовестно выполнять свои обязательства.

Похожие работы на — Государство как субъект международного права

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2020 «Библиофонд»

Категории

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.Сложными государствами являются федерации.

Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права.

Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г.,

«федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом»

. Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации.

Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.
Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

  • оборона и безопасность;
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
  • внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций.

Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.Республики не вправе:

  1. обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;
  2. заключать с ними межправительственные договоры;
  3. быть членами межправительственных организаций.
  4. вступать в отношения с иностранными государствами;

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ.

В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.ПримерНапример, в соответствии со ст. 14 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Москвы 1998 г. Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти РФ участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству и международным договорам РФ.

Москва вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальнымиединицамииностранныхгосударств,субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating )

Государства — основные субъекты международного права

. Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое вступает (может вступать) в международные публичные (междувластные) отношения. Соответственно. международная правосубъект­ность — юридическая способность лица быть субъектом МП.

Обладают – дееспособностью. Основным субъектом МПП является государство. Государство имеет: суверенную власть, население, определенную терри­торию .

Основополагающей чертой государства является его суверенитет — верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене.

Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными.

Это составляет суть одного из основных принципов МПП — принципа суверенного равенства. Основные права и обязанности государства .

Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств. Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в дела других государств. Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать.

Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов.

Юрисдикция государства . Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия.

По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия — территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти — законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распор законными средствами. Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.
Ограниченная означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

В силу территориального верховенства государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории.

В силу личного верховенства — ограниченную юрисдикцию в отношении своих граждан за рубежом. Иммунитет государства . Юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных МП.

Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства.

Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного государства и его собственность. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета.

Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти. Существенное значение имеет содержание понятия “государство” в плане иммунитета, от него зависит круг органов и лиц, пользующихся иммунитетом.

Так, например, в решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, “действует ли иностранное государство в порядке осуществле­ния своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права”. С точки зрения международной правосубъектности государств важен во­прос об их территориальном устройстве.

Государства по этому критерию делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство считается субъектом МПП в целом. Такого рода государства могут предоставлять своим частям некоторую долю автономии в международных контактов (например, в развитии связей между городами-побра­тимами, между органами самоуправления и т.д.). Сложные государства могут существовать в форме федераций или уний.

Федерация — государственное объединение территориальных единиц, пользую­щихся политико-правовой самостоятельностью. Степень их самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации, в пер­вую очередь конституцией.

В качестве субъектов международного права члены федерации могут выступать только в том случае, если законодательство признает за ними такое качество (право от собственного имени заключать меж­дународные договоры, обмениваться делегациями, представительствами и т.д.).

В большинстве своем члены федераций не выступают самостоятельно на внеш­ней арене, что отразилось в Межамериканской конвенции о правах и обязанно­стях государств 1933 г.: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом”.

В то же время существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним отно­сятся ФРГ, Швейцария, Австрия.

К сложным государствам относят также унии . Реальная уния — это резуль­тат слияния двух (иногда трех) государств в одно: возникает новое государство и соответственно новый субъект международного права, а сливающиеся госу­дарства вместе со своим суверенитетом теряют и международную правосубъект­ность.

Один из примеров реальной унии — сирийско-египетская уния 50-х гг.

По мере развития реальная уния может быть как унитарным, так и федеративным государством. Личная уния — не сложное государство, а союз двух и более госу­дарств под властью одного монарха.

При этом сохраняется правосубъктность каждого из участников личной унии.

Конфедерация — международно-правовое объединение государств, предпо­лагающее тесную координацию их действий прежде всего во внешнеполити­ческой и военной областях.

Классическая конфедерация не является субъектом международного права.

Международной правосубъектность обладают ее члены. История показала, что конфедерация, как правило, сравнительно недолговечная или переходная модель международно-правового образования. Она или распа­дается или постепенно трансформируется в федерацию с единой международной правосубъектностью, примером чего могут служить США 1776-1787 гг., Германия 1815-1866, Швейцария 1818-1848 гг.

Как субъект МПП государство обладает следующими правами : * право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ­ным правом иммунитетов; * равноправие с другими государствами; * право на коллективную и индивидуальную самооборону против воору­женного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся: * воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств; * воздерживаться от разжигания междоусобица на территории другого го­сударства; * уважать права человека; * устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру; * решать все свои споры с другими субъектами МПП только мирными средствами; * воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори­альной целостности и политической независимости или иным образом, несовмес­тимым с МПП; * воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры пред­упреждения или принуждения; * воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы; * добросовестно выполнять свои обязательства.

1. Субъекты международного права: понятие и виды.

Понятие и общая характеристика международной правосубъектности.

Субъекты международного права — это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Как и во внутригосударственном праве, в международном праве есть разные категории субъектов.

Основными субъектами международного права являются государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъекты. Некоторые из таких субъектов представляют собой государственно- подобные образования.

Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после Второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.). К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан.

Это административный центр католической церкви во главе с папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима.

Площадь Ватикана всего 44 га и население около 1 тыс. человек, из которых ватиканское гражданство у 400 человек.

Тем не менее Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан является участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных организаций.

Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них — появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью.

Образовалась целая отрасль международного права, посвященная правам человека. Основные права и свободы человека все больше определяются международным правом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право.

Человек уже имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН. В некоторых региональных организациях, например в Европейском сообществе (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды.

Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления.

Некоторыми элементами международной правосубъектности обладают также международные неправительственные организации (например, консультативный статус в Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС), участие в некоторых международных конференциях без права решающего голоса).

Признание существования различных категорий субъектов международного права, участников международно-правовых отношений не означает приравнивания их к основным субъектам международного права, в частности к государствам.

Например, индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты. В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами.

Учитывая уже достигнутое в этом отношении и принимая во внимание необходимость дальнейших уточнений и дополнений, хотелось бы выделить следующие признаки, которые, как нам представляется, характеризуют (раскрывают) понятие субъекта международного права.

Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей.

Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет.

То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, — это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

Иначе говоря, не международное право создает своих субъектов, а наоборот — субъекты создают нормы международного права.

В отличие от внутригосударственного права, где права и обязанности субъектов выводятся из норм объективного права, права и обязанности субъектов международного права должны выводиться из суверенитета, из суверенных правомерных действий государств — участников международного общения. Одна из самых существенных особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права.

В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

Вырабатывая нормы права, субъекты международного права тем самым создают предпосылки для международных правоотношений. Такое положение совершенно не свойственно внутригосударственному праву, где норма права устанавливается законом и тем самым создается объективная предпосылка для возникновения правоотношений.

В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права.

Эта следующая существенная черта субъектов международного права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права.

При этом все перечисленные качества проистекают из того, что субъект международного права — это лицо, обладающее суверенной властью со всеми вытекающими из этого последствиями. Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ (отсюда, собственно, и название отрасли — международное право).

Правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

Утверждение о том, что народ является единственным субъектом международного права, неприемлемо лишь потому, что речь идет не просто о народе, а о народе, организованном в государство или борющемся за свое самостоятельное государственное существование. По общей теории права для субъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения. Мы уже говорили, что субъект международного права обладает способностью к принятию мер по обеспечению норм права.

К этому следует добавить, что субъект должен обладать также деликтоспособностью, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения. 2. Государства как основные субъекты международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).Из историиПервая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г.

Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

  • 17.11.2018872.96 Кб
  • внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
  • 26.02.2016319.15 Кб
  • 26.02.20161.16 Mб
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • заключать с ними межправительственные договоры;
  • 26.02.2016250.37 Кб
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • способность вступать в отношения с другими государствами. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства. Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью. Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства. Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства. Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета. Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • 26.02.2016482.3 Кб
  • правительство;
  • 03.11.2018137.73 Кб
  • 26.02.2016293.89 Кб
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

    Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Согласно Федеральному закону

    «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ»

    1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций.

    Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Республики не вправе:

    • вступать в отношения с иностранными государствами;
    • заключать с ними межправительственные договоры;
    • обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;
    • быть членами межправительственных организаций.Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями. Стр 1 из 3 Соседние файлы в предмете
      • 27.10.2018206.85 Кб
      • 03.11.2018137.73 Кб
      • 26.02.2016319.15 Кб
      • 26.02.2016482.3 Кб
      • 17.11.2018872.96 Кб
      • 26.02.201651.55 Кб
      • 26.02.2016250.37 Кб
      • 26.02.2016293.89 Кб
      • 26.02.20161.16 Mб
      • 26.02.20161.13 Mб
      • 02.12.2018532.48 Кб

      Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • 26.02.201651.55 Кб
  • оборона и безопасность;
  • каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • вступать в отношения с иностранными государствами;
  • 02.12.2018532.48 Кб
  • 26.02.20161.13 Mб
  • 27.10.2018206.85 Кб
  • быть членами межправительственных организаций.Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер.

    Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

    Стр 1 из 3 Соседние файлы в предмете

    • 27.10.2018206.85 Кб
    • 03.11.2018137.73 Кб
    • 26.02.2016319.15 Кб
    • 26.02.2016482.3 Кб
    • 17.11.2018872.96 Кб
    • 26.02.201651.55 Кб
    • 26.02.2016250.37 Кб
    • 26.02.2016293.89 Кб
    • 26.02.20161.16 Mб
    • 26.02.20161.13 Mб
    • 02.12.2018532.48 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  • постоянное население;
  • обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;
  • определенная территория;
  • каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

    Особенности правосубъектности федеративных государств Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает. Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т.

    д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права.

    Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г.,

    «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом»

    . Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации.

    Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

    РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.