Комментарий к статье 14.17 КоАП РФ


1. Положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

(с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ устанавливается особый порядок производства и оборота этилового спирта, а также предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральный закон от 21 июля 2005 г.

N 102-ФЗ исключил из ст. 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ нормы о квотах на производство и оборот этилового спирта, установив порядок направления уведомления, подтверждающего закупку определенного вида продукции, представления документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 10.2), порядок учета и декларирования объема производства указанных видов продукции (новая редакция ст. 14) и т.д. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г.

N 858 был определен порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и утверждено соответствующее Положение, в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г.

N 26. Предусмотрено представление следующих деклараций: об объемах производства и оборота этилового спирта; об объемах использования этилового спирта; об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах поставки этилового спирта и спиртосодержащей продукции; об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 2. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 3. Части 1 — 3 данной статьи были обусловлены ранее действовавшими положениями законодательства РФ о квотировании производства и оборота этилового спирта и в настоящее время фактически утратили силу.

4. Часть 4 данной статьи является специальной по отношению к ст.

14.1 и содержит более высокие штрафные санкции. При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм.

и доп.). 5. Объективная сторона правонарушений по ч.

4 комментируемой статьи состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий. 6. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.

ч. 1 и 4 статьи, являются юридические лица. 7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

8. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1), а по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.

23.50). Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 и 4 составляют должностные лица указанных выше органов (п.

64 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. ч.

1 — 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.

1 ч. 2 ст. 28.3).

Судебная практика по статье 14.17 КоАП

Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 306-АД17-23757 по делу N А65-18117/2017 Предприниматель, считая оспариваемое постановление от 05.06.2017 N 27/79 незаконным, приводит доводы о том, что правонарушение не могло быть квалифицировано административным органом, как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. На момент проверки, 18.05.2017, в соответствии с действовавшей редакцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наказуемым являлось нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Соответственно, указанные особые требования и правила урегулированы в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(далее — Закон N 171-ФЗ) и, по мнению предпринимателя, не нарушались деяниями, выявленными административным органом.

Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2018 N 303-КГ18-14511 по делу N А51-25223/2017 по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему о привлечении индивидуального предпринимателя Блинова Сергея Валерьяновича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, спорная алкогольная продукция изъята из оборота для направления на уничтожение. Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2018 N 309-АД18-15654 по делу N А50-37415/2017 Отдел полиции N 2 (дислокация Индустриальный район) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее — административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гумбатова Бакира Халил оглы (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2018 N 37-АД18-1 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Лукина Сергея Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 28 декабря 2017 г.

(здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Покровского районного суда Орловской области от 19 февраля 2020 г.

и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 8 мая 2020 г., вынесенные в отношении Лукина Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2018 N 14-АД18-15 Является несостоятельным суждение Ихтинской Л.В.

и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 8 мая 2020 г., вынесенные в отношении Лукина Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановление Верховного Суда РФ от 09.11.2018 N 14-АД18-15 Является несостоятельным суждение Ихтинской Л.В. о том, что вменяемое ей деяние подлежало квалификации по статье 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как сделанное без учета, в частности, требований частей 1, 2 статьи 1.7 указанного Кодекса, регламентирующей действие законодательства об административных правонарушениях во времени. Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2018 N 306-АД18-21950 по делу N А65-7053/2018 по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Кукморскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Хайдаршиной Зульфии Фидаиловны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения.

Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2018 N 306-АД18-21953 по делу N А65-999/2018 по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Арскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Галеевой Алии Рустямовны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения. Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2020 N 309-АД18-21862 по делу N А50-9784/2018 При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2020 N 309-АД18-21862 по делу N А50-9784/2018 При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2020 N 303-АД18-22908 по делу N А59-12/2018 Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Редькина Дмитрия Валерьевича (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Постановление Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N 31-АД19-2 Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), врио начальника полиции МО МВД России «Цивильский» Павлова Сергея Владимировича на вступившие в законную силу решение судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 19 июня 2020 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 2 октября 2020 г., вынесенные в отношении Константинова Павла Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Комментарии к СТ 14.17 КоАП РФ

.

Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта Комментарий к статье 14.17 КоАП РФ: 1. Положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

(с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ устанавливается особый порядок производства и оборота этилового спирта, а также предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г.

N 102-ФЗ исключил из ст. 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ нормы о квотах на производство и оборот этилового спирта, установив порядок направления уведомления, подтверждающего закупку определенного вида продукции, представления документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 10.2), порядок учета и декларирования объема производства указанных видов продукции (новая редакция ст.

14) и т.д. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858 был определен порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и утверждено соответствующее Положение, в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 26. Предусмотрено представление следующих деклараций: об объемах производства и оборота этилового спирта; об объемах использования этилового спирта; об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах поставки этилового спирта и спиртосодержащей продукции; об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Части 1 — 3 данной статьи были обусловлены ранее действовавшими положениями законодательства РФ о квотировании производства и оборота этилового спирта и в настоящее время фактически утратили силу. 4. Часть 4 данной статьи является специальной по отношению к ст. 14.1 и содержит более высокие штрафные санкции.

При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г.

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.). 5. Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.

6. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.

ч. 1 и 4 статьи, являются юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью. 8. Дела об административных правонарушениях по ч.

ч. 1, 3 и 4 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч.

ч. 1 и 3 ст. 23.1), а по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50). Протоколы об административных правонарушениях по ч.

ч. 1, 3 и 4 составляют должностные лица указанных выше органов (п. 64 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. ч. 1 — 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.

1 ч. 2 ст. 28.3).

Судебная практика по ст. 14.17 КоАП РФ

от 2 июня 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 11 мая 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 5 мая 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 5 мая 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 24 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 29 января 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 28 января 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 26 января 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 26 января 2016 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 29 декабря 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 29 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 23 декабря 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 4 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 12 ноября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 22 октября 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 20 октября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 20 октября 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 6 октября 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 6 октября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 11 сентября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 2 сентября 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 2 сентября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 1 сентября 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 29 июля 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 27 июля 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Комментарии и консультации юристов по ст 14.17 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 14.17 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону.

Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Ст. 14.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. 4. Объективная сторона правонарушения (ч.

3) выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. 5. Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

7. Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.

64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). 8. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают судьи арбитражных судов (ч.

ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Комментарий к Ст. 14.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона деяния выражается в производстве (изготовлении, переработке) или обороте (продажи во всех случаях, кроме использования в личных целях) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Общая характеристика объективной стороны правонарушения конкретизируется применительно к каждому конкретному деянию.
Общая характеристика объективной стороны правонарушения конкретизируется применительно к каждому конкретному деянию.

Указанные нарушения выражаются в несоблюдении или прямом нарушении лицензионных требований, например, оборота продукции, не предусмотренной лицензией, нарушении установленного объема продаж и т.п.

В качестве квалифицирующего признака КоАП РФ указывает грубое нарушение установленных лицензионных требований, одновременно раскрывая в рамках примечания к настоящей статье понятие грубого нарушения, которое выражается в совокупности действий, связанных с нецелевым использованием имеющегося оборудования, поставка продукции без лицензии или по лицензии, действие которой приостановлено, и т.п. Еще одним признаком объективной стороны рассматриваемого деяния выступает производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, т.е. в отсутствие обязательного разрешения государства на осуществление данного вида деятельности.

Поскольку торговля этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией требует получения государственного разрешения — лицензии, то ее отсутствие уже является правонарушением и влечет за собой применение мер ответственности, предусмотренной настоящей статьей. 2. Субъектом рассматриваемых правонарушений являются исключительно субъекты, которым в силу закона предоставлено право производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е.

потенциальные соискатели лицензии на указанные виды деятельности — юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. Наиболее распространенными в судебной практике являются дела об оспаривании постановлений Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об аннулировании в судебном порядке лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Наиболее распространенными в судебной практике являются дела об оспаривании постановлений Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об аннулировании в судебном порядке лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, в 2012 году Четвертым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 10 дел об аннулировании лицензий, 6 дел об оспаривании постановления Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности, 4 дела по заявлениям Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности и 3 дела об оспаривании решений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отказе в переоформлении лицензий и о приостановлении действия лицензии . ——————————— http://4aas.arbitr.ru/ Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом.

Навигация по записям © 2020 Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации (ФЗ №195) со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям КоАП РФ.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст.

14.17 КОАП РФ

  1. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)
  2. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
  3. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

Комментарий к Статье 14.17 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством — федеральных законов; — нормативных правовых актов РФ; — законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ; — нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

При этом ключевым федеральным законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок производства и оборота этилового спирта (см.

также Постановление Правительства от 4 июля 2002 г. N 494

«О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию»

).

Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством РФ. Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Закупка — форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.

Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления. Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд. С 1 января 2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г.

N 97-ФЗ

«О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»

, который регулировал отношения, возникавшие между организатором (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе его проведения.

Государственный заказчик размещал заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством (см. преамбулу Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ

«О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»

). В настоящее время законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г.

N 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

, который вступил в силу с 1 января 2006 года.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 комментируемой статьи); поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч.

2 комментируемой статьи); закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 3 комментируемой статьи); промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 комментируемой статьи). На практике имеются случаи привлечения к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией по ч.

4 ст. 14.17 КоАП, что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами. В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г.

N 14-2-03/2023

«О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

при применении комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г.

N 2

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях»

применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч.

3 ст. 14.16 КоАП. 3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Обновление от 10.01.2020

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

4. Производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров -4.

Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к статье 14.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права. 1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона деяния выражается в производстве (изготовлении, переработке) или обороте (продажи во всех случаях, кроме использования в личных целях) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Общая характеристика объективной стороны правонарушения конкретизируется применительно к каждому конкретному деянию. Указанные нарушения выражаются в несоблюдении или прямом нарушении лицензионных требований, например, оборота продукции, не предусмотренной лицензией, нарушении установленного объема продаж и т.п. В качестве квалифицирующего признака КоАП РФ указывает грубое нарушение установленных лицензионных требований, одновременно раскрывая в рамках примечания к настоящей статье понятие грубого нарушения, которое выражается в совокупности действий, связанных с нецелевым использованием имеющегося оборудования, поставка продукции без лицензии или по лицензии, действие которой приостановлено, и т.п.

Еще одним признаком объективной стороны рассматриваемого деяния выступает производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, т.е. в отсутствие обязательного разрешения государства на осуществление данного вида деятельности.

Поскольку торговля этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией требует получения государственного разрешения — лицензии, то ее отсутствие уже является правонарушением и влечет за собой применение мер ответственности, предусмотренной настоящей статьей. 2. Субъектом рассматриваемых правонарушений являются исключительно субъекты, которым в силу закона предоставлено право производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. потенциальные соискатели лицензии на указанные виды деятельности — юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Наиболее распространенными в судебной практике являются дела об оспаривании постановлений Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об аннулировании в судебном порядке лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, в 2012 году Четвертым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 10 дел об аннулировании лицензий, 6 дел об оспаривании постановления Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности, 4 дела по заявлениям Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности и 3 дела об оспаривании решений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отказе в переоформлении лицензий и о приостановлении действия лицензии .

——————————— http://4aas.arbitr.ru/ Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом.

Статья 14.17. КоАП РФ. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1.

Положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

(с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ устанавливается особый порядок производства и оборота этилового спирта, а также предусмотрено обязательное лицензирование деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ исключил из ст. 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ нормы о квотах на производство и оборот этилового спирта, установив порядок направления уведомления, подтверждающего закупку определенного вида продукции, представления документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.

10.2), порядок учета и декларирования объема производства указанных видов продукции (новая редакция ст. 14) и т.д. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г.

N 858 был определен порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и утверждено соответствующее Положение, в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 26. Предусмотрено представление следующих деклараций: об объемах производства и оборота этилового спирта; об объемах использования этилового спирта; об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах поставки этилового спирта и спиртосодержащей продукции; об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 2. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Части 1 — 3 данной статьи были обусловлены ранее действовавшими положениями законодательства РФ о квотировании производства и оборота этилового спирта и в настоящее время фактически утратили силу.

4. Часть 4 данной статьи является специальной по отношению к ст. 14.1 и содержит более высокие штрафные санкции. При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г.

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм.

и доп.). 5. Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.

6. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.

ч. 1 и 4 статьи, являются юридические лица. 7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью. 8. Дела об административных правонарушениях по ч.

ч. 1, 3 и 4 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч.

ч. 1 и 3 ст. 23.1), а по ч. 2 — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50). Протоколы об административных правонарушениях по ч.

ч. 1, 3 и 4 составляют должностные лица указанных выше органов (п.

64 ч. 2 ст. 28.3), а по ч. ч. 1 — 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.